Работа мастера фэн-шуй заключается в том, чтобы распознать Дыхание Неба и пульс Земного Дракона. Его мастерство заключается в том, чтобы правильно прочесть Дыхание Неба и пульс Земного Дракона. Искусство мастера фэн-шуй заключается в том, чтобы не мешать свободному прохождению Ци Неба и Земли и гармонично вписать человека в эти потоки энергии.
Метод летящих звезд Сань Юань, которому посвящен этот доклад, стал очень популярен не только в Гонконге и на Тайване, но и в Европе и Америке. Настоящие мастера всегда использовали этот метод в своей практике, но он не был так широко популярен и не был хорошо описан в книгах, потому что это один из сложных инструментов фэн-шуй. Спрос рождает предложение и в последние годы появились книги как китайских, так и западных мастеров, целиком посвященные только этому методу. Насколько я знаю, на русском языке вышло четыре хороших книги, посвященных летящим звездам Сань Юань. Это книга Евы Вонг «Полный мастер-курс фэн-шуй», две книги Лилиан Ту — «Фэн-шуй летящей звезды для профессионалов» и «Фэн-шуй блуждающих звезд для периода 8» и книга Стивена Скиннера «Звезда удачи фэн-шуй».
Тогда что же побуждает меня вновь обратиться к этой теме? Во-первых, это та же самая причина, которая побудила меня написать уже ранее опубликованные книги по фэн-шуй. Это наличие в книгах опечаток, ошибок, неодинакового толкования карт разными авторами, а иногда даже и неправильного толкования (возьму на себя смелость утверждать это). Нужно потратить немало времени, чтобы отделить зерна истины от плевел ошибок, искренних заблуждений и недосказанности и, наконец, составить собственное системное суждение о возможностях и, на мой взгляд, правильном толковании карт летящих звезд.
Второй причиной явилось то, что классическая наука об устройстве вселенной и энергетических характеристиках объектов и самого пространства (жилого в том числе) непрерывно расширяется, поэтому пришла пора переосмыслить и переформулировать некоторые положения фэн-шуй, принятые много сотен лет назад. Фэн-шуй — это очень древняя наука об энергетике пространства (а не о перестановке предметов, как некоторые думают) и китайские мудрецы знали о строении вселенной и жилого пространства многое, что подтверждается классической наукой только в наше время, а многое еще ждет своего подтверждения. Эти столь новаторские положения были известны мудрецам, но не афишировались широко, потому что на том этапе развития они не могли быть приняты обществом, и за такие идеи можно было поплатиться жизнью.
Карта летящих звезд дома — это именно энергетическая модель дома и в частных беседах с мастерами фэн-шуй я понял, что они тоже понимают ограниченность правил толкования карт, пришедших к нам из прошлого. Некоторые из них даже знают более совершенные и правильные методы толкования и иногда даже используют их, но не говорят и не пишут о них в книгах. Я думаю, что на это есть две причины. Во-первых, всегда трудно предлагать что-то новое и утверждать, что существующие и используемые всеми методы не совсем верны, и их можно усовершенствовать. За это нужно бороться и выдержать много нападок, непонимания и неприятия, ведь установившаяся привычка — большая сила. Во-вторых, в китайской культуре очень почитаема и сильна традиция. Очень мало и редко кто осмелится перечить традиции. Это очень важно и именно это спасло китайскую культуру и науку, в то время как другие великие культуры исчезли. Это касается и фэн-шуй. Фэн-шуй — это тоже китайская традиция, культура и наука одновременно. Я тоже уважаю традицию, но считаю, что настало время, когда революционная ситуация назрела, потому что многие хорошие мастера уже томятся и чувствуют некоторую нечестность в том, что они вынуждены практиковать традиционными методами, которые можно усовершенствовать. А общество уже созрело, чтобы принять новые положения и подходы фэн-шуй. Я вовсе не предлагаю перечеркнуть основные положения — нет. Я предлагаю начать только с некоторых правил построения и трактовки карт летящих звезд.
В этом докладе я попытаюсь объяснить, почему, на мой взгляд, уже не следует пользоваться традиционным толкованием карт и как это делать более эффективно. Этот «новый» подход — не является моим изобретением, я только излагаю, анализирую, ввожу новые элементы и объясняю их.
Традиционно при построении и анализе карт летящих звезд используются концепции пространства и времени, но этого стало мало для адекватного объяснения сложившейся ситуации. Необходимо использовать третью концепцию — концепцию разумности энергии звезд и ее подчинения определенным правилам поведения. Это позволяет по-новому трактовать карты и более эффективно управлять энергией звезд, более эффективно корректировать ее влияние на жителей дома или квартиры.
Третьей причиной выбора этой темы явилось то, что в своей практической и педагогической деятельности я столкнулся с тем, что не только клиенты, но и многие практики фэн-шуй считают, что при строительстве дома или выборе квартиры главное — выбрать хорошую карту летящих звезд и расположить дом фасадной стороной в выбранном направлении. Они считают, что построенный дом будет иметь выбранную энергетическую карту. Однако, это большое и опасное заблуждение. Сейчас в продаже есть книги, основанные на этом заблуждении. Их авторы анализируют каждый из 9 дворцов карты и дают рекомендации — где плохо, а где хорошо, где можно спать, а где нельзя и т.д., причем делается это чисто теоретически, для какого-то виртуального дома. Это большое заблуждение, основанное на непонимании существа энергетической карты, природы энергии Ци и непозволительном упрощении теории летящих звезд.
На самом деле, нет ни одного дома, полностью соответствующего теоретической энергетической карте, да это и ненужно, потому что у каждой карты есть свои достоинства и недостатки. Каждую карту можно улучшить и каждую карту можно испортить. Карта может быть благоприятной для одного человека и неблагоприятной для другого — это зависит и от числа Гуа, и от профессии, и от возраста и от назначения помещения (офис это или жилой дом). Карту, а значит и дом, можно настроить на определенную цель. Если важнее всего здоровье и взаимоотношения — это одна цель и для этого благоприятно одно сочетание звезд; хочешь разбогатеть — это другая цель и другое сочетание звезд; хочешь плодотворной творческой работы — это третья цель; хочешь родить ребенка — это четвертая цель и так далее. Так как же можно анализировать карту без учета того, кто живет в доме и без конкретной схемы дома?
Сама по себе карта летящих звезд — это просто набор чисел на листке бумаги, карта заключает в себе только потенциальную возможность создать такой дом и не больше. От карты до дома с такой картой, дистанция огромного размера. Карт летящих звезд в каждом поколении всего 16 и они приведены в книгах. Не нужно быть большим мастером, чтобы выбрать одну из них, потому что многие их достоинства и недостатки описаны в книгах. Мастерство и искусство фэн-шуй требуется для того, чтобы построить дом, соответствующий такой карте и так, чтобы использовать потенциальные возможности карты и нейтрализовать потенциально вредные влияния! Таково мое мнение.
Я могу провести аналогию работы мастера фэн-шуй с работой скульптора. Хороший скульптор в цельной глыбе камня видит шедевр и способен отсечь все лишнее, чтобы этот шедевр проявился из глубин камня. Если отсечь то, что нужно оставить или оставить то, что нужно отсечь, то тоже будет скульптура, но не шедевр. Подобно тому, как в глыбе камня кроется шедевр, в карте летящих звезд кроется потенциальная возможность создать хороший дом. Энергетическая карта — как глыба мрамора. Как в мраморе кроется шедевр, так в пространстве кроется еще не созданный дом. Отличие состоит в том, что скульптор отсекает лишние куски камня, а фэншуист вместе с архитектором наоборот, создают эти куски и из них складывают правильный дом. Скульптор из большой глыбы извлекает маленький шедевр, а архитектор и фэншуист на пустом месте создают большой дом. Да, хорошая карта выбрана, но искусство и мастерство состоит в том, чтобы создать дом, который использует все преимущества этой карты, а это не просто.
Четвертой причиной является то, что многие практикующие фэн-шуй работают только с картами летящих звезд. Это очень серьезное упрощение ситуации. Да, карты летящих звезд очень важны, но есть и другие критерии. Например, я считаю необходимым делать расчеты по методу «8 предзнаменований», нужно определить, как сочетается энергия, входящая в дом с фасадной стороны со стихиями чисел Гуа жителей, необходимо проверить предзнаменование места расположения дверей и многое другое. Я стараюсь смотреть на ситуацию с разных сторон, оценить энергию направлений, энергию Земли и энергию Неба, энергию звезд и энергию жителей. Если какое-то место в доме благоприятно со всех точек зрения, то это точно хорошее место. Если место плохое со всех точек зрения, то это точно плохое место. Если место с одной точки зрения плохое, а с другой — хорошее, то в каждом конкретном случае нужно как на весах, взвешивать — насколько это хорошо и в чем именно, насколько опасно и в чем состоит опасность и что, в конце концов, важнее? Таков мой подход.
Этот доклад посвящен только методу летящих звезд Сань Юань и в нем не рассматриваются иные критерии оценки благоприятности дома или квартиры, но забывать о них нельзя — они есть и их обязательно нужно учитывать.
Сань Юань — это не единственный метод летящих звезд. Этих методов меньше, чем самих звезд на небе, но несколько все же есть. Надо сказать, что на самом деле эти методы совершенно никак не связаны с самими звездами на небе, просто китайцы любят выражаться красиво и образно, поэтому так и назвали метод. Не будучи связанными со звездами на небе, летящие звезды связаны с числами, вписанными в квадрат Ло-шу. На самом деле это не летящие звезды, а летящие числа.
И даже само название метода «летящие звезды» не единственно используемое. В книгах можно встретить и иные названия, например «парящие звезды» или «блуждающие звезды». Название «блуждающие звезды» мне кажется неверным, потому что в русском языке слово «блуждающие» подразумевает, что звезды движутся по заранее неизвестной, путаной дорожке, а на самом деле траектория их движения вполне конкретна и точно определена, поэтому давайте называть эти методы методами именно летящих звезд.
Вы знаете, что общий подход фэн-шуй к исследованию любой ситуации таков, что рассматривается триединство, т.е. рассматривается человек, находящийся между небом и землей. Каждый человек имеет свои особенные энергетические характеристики и, находясь между небом и землей, он подвергается их влиянию, а сами эти влияния меняются во времени. Задачей фэн-шуй как раз и является научно описать закономерности этих влияний, отследить их и узнать, как же быть простому человеку между небом и землей, где ему лучше, а где хуже, когда ему лучше, а когда хуже.
Среди прочих, и методы летящих звезд тоже помогают ответить на этот вопрос, но нет единственного метода, хорошо описывающего многофакторное влияние и неба и земли, поэтому и существует много методов, каждый из которых описывает ситуацию с разных позиций, с разных углов зрения, описывает влияние разных факторов. Чем больше таких методов знает исследователь, чем больше факторов он использует в своих исследованиях, тем точнее будет результат и тем выше мастерство исследователя.
Исторически сложилось так, что 9 звезд в методе летящих звезд Сань Юань ставят в соответствие 9 звездам созвездия «Большая медведица» и в фэн-шуй есть несколько методов летящих звезд, основанных на значении звезд Большой Медведицы.
Я считаю, что смысл метода летящих звезд, его основная идея состоит в том, чтобы в определенном дворце создать гармоничное, благоприятное именно для этого дворца, сочетание энергий звезд. При этом нужно помнить, что одна и та же звезда может быть благоприятной для одного человека и неблагоприятной для другого, благоприятной в одно время и неблагоприятной в другое время, благоприятной в одной комнате и неблагоприятной в другой комнате.
Чтобы реализовать эту идею в конкретном доме, следует пройти несколько этапов, принимая правильные решения на каждом из них. Вот эти этапы:
Очень редко можно создать идеальный с точки зрения энергетики дом, если это вообще возможно, потому что в природе работает принцип дуальности — всегда есть плохие и хорошие места, плохие и хорошие влияния. Некоторые считают, что если дом хотя бы на 70% соответствует правилам фэн-шуй, то такой дом можно признать очень благоприятным.
Насколько мне известно, существует несколько взглядов на метод летящих звезд Сань Юань. Сейчас я постараюсь отметить все стадии, все шаги как построения карт летящих звезд, так и их анализа и постараюсь проанализировать обоснованность и разумность каждого этапа, а также отношение к ним различных мастеров. Сразу оговорюсь, что я анализирую подходы только тех мастеров, работы которых я знаю, и беседы которых я слушал. Это Ева Вонг, Раймонд Ло, Стивен Скинер, Лилиан Ту, Джозеф Ю. И конечно же я располагаю не всей информацией, а только той, которая изложена в их книгах и которую они давали на семинарах.
Анализируя подходы этих мастеров к методу летящих звезд, можно сказать, что Ева Вонг, Лилиан Ту, Раймонд Ло и Стивен Скинер практикуют классический, традиционный подход. Конечно, каждый из этих мастеров может иметь собственную, особенную точку зрения на какой-то из аспектов метода и эти особенности проявляются в основном на стадии анализа, трактовки карт. Я считаю эти различия не принципиальными и объединяю их подходы в один классический, традиционный подход.
Джозеф Ю предлагает принципиально иное отношение к некоторым аспектам метода летящих звезд, поэтому его подход я выделяю, и в дальнейшем буду называть его подходом Джозефа Ю или нетрадиционным подходом. Чтобы не обидеть каких-либо хороших мастеров, с работами которых я пока что не знаком, еще раз отмечаю, что я называю этот подход подходом Джозефа Ю, потому что я услышал его именно от Джозефа Ю. Вполне возможно, что и другие мастера разделяют его взгляды, но я не знаю, кому принадлежит первенство.
Забегая вперед скажу, что, анализируя стадии построения и анализа карт летящих звезд, мы обнаружим некоторые недостатки логики и положения, которые я считаю устаревшими и не соответствующими современной архитектуре и современным взглядам на мироустройство. Поэтому я возьму на себя смелость предложить несколько иные взгляды и правила и объясню их. Такой подход я буду называть современным.
Таким образом, я сравню три подхода к построению и анализу карт — классический, нетрадиционный и современный подход. Лично я считаю, что именно в такой последовательности можно расположить эти три подхода по возрастанию их качества и адекватности реальным современным условиям.
Начнем с традиционного подхода и сначала рассмотрим этапы построения карты.
Первый этап — определение поколения карты дома или квартиры.
Я считаю, что правильно говорить именно так — "поколение карты", хотя говорят и "карта поколения". В некоторых книгах вы можете встретить термины "поколение постройки дома", "дом 8 или 7 поколения", но так говорить не всегда корректно. Например, если дом или квартира строится на стыке поколений, то строительство может быть завершено в конце 7 поколения, а дом будет иметь карту 8 поколения. Если дом или квартира строятся не на стыке поколений, то такого недоразумения не возникает.
Подходы различных мастеров к определению поколения карты дома расходятся для домов, построенных или реконструированных именно на стыке поколений. Бывает и так, что дом построен в середине 7 поколения, но в середине 8 поколения, в результате серьезной реконструкции, дом меняет свою карту летящих звезд. Такой дом был построен в 7 поколении, но после реконструкции будет иметь карту 8 поколения. Поэтому, давайте говорить, что такой дом имеет "карту 8 поколения", а не "дом 8 поколения".
Есть разные точки зрения на определение поколения карты дома, но эта разница определяется взглядами самого мастера, а не школы, поэтому первый этап построения карты одинаков для всех трех рассматриваемых подходов.
Второй этап. После определения поколения карты строится сама карта летящих звезд этого поколения. Во всех трех подходах карта поколения строится совершенно одинаково и этот пункт не требует дополнительных объяснений. В центре карты ставится звезда поколения, а затем звезды пускаются в полет в прямом направлении. Карта, например 8 поколения всем хорошо известна:
7 | 3 | 5 |
6 | 8 | 1 |
2 | 4 | 9 |
Третий этап. Определение фасадной или лицевой стороны и соответствующего ей направления.
Судя по древним, классическим трудам фэн-шуй, в давние времена мастера ориентировались на положение и направление входной двери в дом. По мере развития строительной индустрии, появления новых строительных материалов и технологий, для многих людей жильем стал не частный дом, а квартира в многоэтажном доме. В связи с этим изменились и взгляды, подходы мастеров к определению фасадной стороны дома и квартиры, потому что зачастую, основная часть энергии, входящей в дом или квартиру и определяющая карту летящих звезд, входит не через дверь, а именно через фасадную сторону дома или квартиры. В большинстве случаев, за фасадную сторону квартиры принимается совсем не та сторона, на которой расположена входная дверь.
Такое совершенствование взглядов на определение лицевой стороны квартиры свойственно всем школам и всем трем рассматриваемым нами подходам. Подобные усовершенствования входят и приживаются в фэн-шуй очень медленно. Использовать ли их и как именно — это решает сам мастер и это его ответственность.
На этом третьем этапе начинается, на мой взгляд, принципиальное различие в трех подходах и касается оно новых архитектурных форм домов. Первые два подхода не рассматривают дома со «скошенным», полукруглым или овальным фасадом.
В древности таких домов не было и проблемы с определением их фасадного направления тоже не было. Сейчас таких домов становится все больше и больше, но первые два подхода обходят эту проблему стороной. В книгах по фэн-шуй дома такой формы не рассматриваются, но такие дома строятся, в них живут люди и нужно строить карты летящих звезд таких домов. Разработку этого вопроса я отношу к третьему, современному подходу.
Четвертый этап. Этот этап одинаков для всех трех подходов и состоит в том, что звезда лицевого дворца карты летящих звезд поколения дома ставится в центральный дворец в качестве водной звезды и пускается в полет по траектории, определяемой единым правилом, признанным всеми тремя подходами. Например, если лицевое направление дома — запад-1, то на четвертом этапе получим (рис слева).
Пятый этап. Определение горной стороны дома или квартиры и соответствующего ей направления.
В первых двух подходах этот этап очень прост, потому что в них принято правило: горная сторона дома всегда противоположна лицевой стороне и горное направление всегда противоположно лицевому направлению.
В настоящее время защитная функция горной стороны дома во многом утеряна, в ней просто нет необходимости, так как в городских, да и в сельских условиях горная сторона дома не защищает жителей от погодных и климатических явлений, да и вооруженных нападений со спины ожидать не приходится. Постулат, что горная сторона является защитной, сохранился, но в настоящее время считается, что горная сторона "ответственна" и связана с сохранением стабильности семьи, семейных отношений и хорошего здоровья. Этот критерий стабильности, защиты семейных ценностей и здоровья сохранился и именно он должен являться основным критерием при определении горной стороны жилища.
Именно в этом и состоит принципиальное различие в определении горной стороны в трех подходах. В первых двух подходах горная сторона всегда противоположна лицевой стороне, а в третьем, современном подходе горная сторона дома или квартиры определяется отдельно, независимо от лицевой стороны. Это различие принципиально, потому что это принципиально меняет карту летящих звезд дома или квартиры.
Во многих типовых квартирах все окна «выходят» на одну сторону дома, а входная дверь расположена на противоположной от окон стороне квартиры. Например, двухкомнатная квартира, план которой приведен на схеме.
Если окна такой квартиры выходят во двор или на оживленную улицу, т.е. если перед окнами хороший Минтан, то обычно в качестве лицевой стороны я принимаю сторону с окнами. Сторонники классического подхода в качестве горной стороны примут сторону квартиры, на которой расположена входная дверь, но будет ли это правильно? Я думаю, что нет. Из четырех сторон квартиры сторона с входной дверью не является самой защитной стороной (обычно с этой стороны квартиры расположен общий коридор). Самой защитной стороной является одна из боковых сторон, например та, за которой расположено еще несколько соседних квартир. Сторонники современного подхода в качестве горной примут именно эту сторону квартиры. Направление горной стороны при этом будет отличаться от лицевого направления на 90, а не 180 градусов.
Шестой этап. Этот этап одинаков для всех трех подходов и состоит в том, что звезда горного дворца карты летящих звезд поколения дома ставится в центральный дворец в качестве горной звезды и пускается в полет по траектории, определяемой единым правилом, признанным всеми тремя подходами. Принципиальное различие между первыми двумя и современным подходом состоит в том, что в качестве горного принимаются разные дворцы одной и той же карты поколения и, соответственно, разные звезды ставятся в центральный дворец в качестве горной звезды.
Например, пусть лицевое направление двухкомнатной квартиры, схему которой я показывал — юг-2. Тогда, согласно двум первым подходам, карта летящих звезд квартиры будет следующая (рис слева).
Согласно третьему, современному подходу, лицевое направление на юг-2 сохраняется, но в качестве горной стороны
принимается,например, западная сторона и тогда горное направление будет запад-2. Карта летящих звезд в этом случае будет следующая (рис спрва).
Итак, пройдя 6 этапов, можно построить карту летящих звезд жилища по методу Сань Юань. Теперь посмотрим, как эта карта анализируется тремя подходами. Для этого обсудим отдельные положения и принципы анализа.
Положение 1. Это положение о том, каким образом, горная и водная звезды попадают в центральный и другие дворцы карты.
У сторонников первого подхода я не встречал объяснения, каким образом горная и водная звезды попадают во дворцы. Никто не утверждает, что звезды влетают снаружи, а просто образуется та или иная карта, обусловленная определенным лицевым направлением.
Во втором подходе утверждается, что звезды, а точнее энергия звезд попадает в дом именно снаружи, из космоса, а вот где какой звезде предназначено жить, определяется картой. Карта определяет, с какого направления в дом прилетает та или иная звезда. Чтобы попасть в дом, звезда должна преодолеть препятствие в виде стен, окон и дверей. Джозеф Ю считает, что активные водные звезды входят в свой дворец дома в основном через окна и входную дверь, когда дверь открыта. Горные звезды пассивны и проникают в дом через стены (через поры в строительном материале) и живут они на стенах комнат. Считается, что если водная звезда подлетает к дому с определенного направления, и на ее пути нет окна или двери, то она не может войти в дом. Однако, в этом же самом дворце и в комнате, расположенной в этом дворце может быть окно, в которое влетает водная звезда другого направления, т.е. водная звезда другого дворца.
На приведенной выше схеме гостиная расположена в основном, в западном дворце 611, но водная звезда 1 этого дворца не может попасть в гостиную, потому что в западной стене нет окна. Окно гостиной расположено в юго-западном дворце, поэтому считается, что в эту комнату попадает водная звезда 6 юго-западного дворца и здесь складывается комбинация летящих звезд 616.
Таким образом, получается, что какая-то водная звезда может вообще не попасть в дом, а какая-то может попасть сразу в два дворца. Джозеф Ю говорит также, что в квартирах, расположенных на верхних этажах домов в районах с сильными ветрами, может сложиться особенная ситуация, когда в окно, расположенное, например, в западном дворце, должна залетать звезда западного направления, но сильный ветер может сдуть энергию этой водной звезды и принести в дом через это окно энергию другой водной звезды того направления, откуда дует ветер.
Считается, что в одной комнате, расположенной в одном дворце, на разных стенах могут жить разные горные звезды, прилетевшие с разных направлений. Например, в ту же гостиную комнату через окно влетает только одна водная звезда 6 (о водной звезде, входящей в комнату через дверь я сейчас не говорю), но на разных стенах комнаты живут разные горные звезды. На западной стене гостиной живет горная звезда 6, на стене, расположенной в северо-западном дворце, живет горная звезда 5, а на стене, расположенной в юго-западном дворце, живет горная звезда 1.
Это приводит к тому, что принципиально меняется изначальная карта летящих звезд дома. При таком подходе подразумевается, что результатом первых шести этапов является некая общая карта летящих звезд дома с заданным лицевым направлением, и она не зависит от архитектуры и внутренней структуры, от планировки дома. В подходе Джозефа Ю предусматривается возможность изменения начальной общей карты и ее адаптация к конкретному дому или квартире с конкретной архитектурой и планировкой.
Это очень важный и полезный прием, принципиально отличающий второй подход от первого. Лично мне нравится этот прием, этот принцип. С одной стороны он усложняет работу, делает ее более тонкой и требует от мастера большего опыта, внимания, осторожности и большего понимания сути взаимодействия энергии звезд. Это привносит в анализ звездной карты элемент искусства и даже чутья мастера. С другой стороны, это позволяет более тонко учесть особенности конкретного дома или квартиры, а это оправдывает затраты. Я бы счел такое объяснение формирования карты дома большим шагом вперед в развитии фэн-шуй, если бы не одно обстоятельство, которому я пока что не могу найти объяснения.
Обстоятельство это следующее. Если считать, что звезды влетают в дом снаружи из космоса, с определенных картой дома направлений, то будет логично считать, что одна и та же звезда должна влетать в рядом расположенные дома с одного направления. Если, например, звезда 4 прилетает в дом с запада, то и в рядом стоящий дом она должна прилетать с запада. Однако, если следовать этому подходу, так не получается.
На рисунке слева показаны два дома и их карты летящих звезд. Кроме водной звезды 8, прилетающей к обоим домам с запада, все остальные одинаковые водные звезды подлетают к домам с разных направлений.
Если рядом стоят два дома, одинаково ориентированные по сторонам света, но имеющие карты разных поколений, то в этом случае тоже одни и те же водные звезды подлетают к домам с разных направлений.
Получается, что одна и та же звезда подлетает к рядом стоящим домам (имеющим разные лицевые направления) с разных направлений, а это нелогично. Отсутствие объяснения этому я считаю серьезным недостатком второго подхода.
Современный подход в объяснении положения 1 формально не отличается от первого подхода и принципиально отличается от второго подхода. Формального отличия от первого подхода нет, потому что карта получается та же, но третий подход дает логическую схему, можно назвать ее гипотезой образования карты. Этот подход утверждает, что водная и горная звезды центрального дворца (звезды — министры финансов и здравоохранения) назначаются звездой — императором поколения в зависимости от направленности лицевой и горной сторон дома независимо друг от друга. Затем звезды-министры формируют свои кабинеты, т.е. расставляют остальные звезды по дворцам в определенном порядке и назначают их ответственными именно за то направление, в котором расположен их дворец.
Таким образом, в третьем подходе принято, что горная и водная звезды попадают в свои дворцы из центра, а не снаружи. В этом третий подход совпадает с первым и принципиально отличается от второго подхода. Забегая вперед, скажу, что третий подход допускает попадание в какой-либо дворец горной и водной звезд соседних дворцов (это общее со вторым подходом), но механизм их проникновения не такой, как в подходе 2.
Положение 2 о том, какова роль и назначение горной и водной звезд центрального дворца.
В первом подходе роль горной и водной звезд центрального дворца ничем не отличается от роли горной и водной звезд других дворцов. Считается, что горная и водная звезды центрального дворца живут в своем дворце и их влияние распространяется только на центральный дворец. Также и звезды других дворцов "работают" только в своих дворцах — там, где они "прописаны".
Положение 2 во втором подходе иное. Здесь принято, что горная и водная звезды центрального дворца — это звезды-министры. Сами звезды-министры непосредственно не работают даже в своем центральном дворце. Их обязанность — проверять и руководить работой звезд во всех 8 дворцах 8 направлений, т.е. руководить работой звезд своего кабинета. Чтобы осуществлять такое руководство, звезды-министры должны иметь возможность пройти в каждый из дворцов, для чего планировкой должны быть предусмотрены реальные проходы для энергии — коридоры и двери. Таким образом, во втором подходе принято, что звезды-министры центрального дворца только живут, а не работают в своем дворце и должны иметь возможность ходить по всему дому.
Это очень удобный и практичный принцип. Например, водная звезда 8 — звезда-император нынешнего поколения, придя во дворец с сочетанием горной и водной звезд 2-5, может их «утихомирить», нейтрализовать их неблагоприятное влияние. Во-первых потому, что она звезда-император, а во-вторых потому, что это звезды «одной крови», одной стихии почвы.
В третьем подходе второе положение принято во многом точно также, как и во втором подходе, т.е. считается, что горная и водная звезды центрального дворца — это звезды-министры и они могут ходить по дому и контролировать, корректировать работу звезд остальных дворцов. Однако, в отличие от второго подхода, в третьем принято, что они и сами работают в центральном дворце (ведь должны они где-то работать) и их влияние на центральный дворец определяется сочетанием их стихий, характером и прочими качествами. От этих качеств зависит, как они договорятся об экономике, политике и многом другом в своем доме-государстве.
Я не склонен разделять звезды-министры на своевременные и несвоевременные.
Водные звезды восьми периферийных дворцов не могут так свободно, как во втором подходе, передвигаться по дому, но в отдельных случаях такая возможность у них есть.
На мой взгляд, толкование положения 2 третьим подходом более логично, а аналогия с системой управления государством по иерархии император — министры — управляющие на местах по направлениям, более адекватна.
Итак, что касается 8 периферийных дворцов, то в первом подходе отсутствует объяснение, как собственно энергия звезд попадает во дворцы. Проанализировав этот подход, я думаю, что он подразумевает приход энергии во дворцы не снаружи, а изнутри. Второй подход утверждает, что энергия во дворцы входит через стены и окна этих дворцов и энергия каждой из 9 звезд прилетает во дворцы из космоса с заданных картой направлений. Как я уже говорил, это положение второго подхода есть за что критиковать.
В третьем подходе интерпретация иная. Я считаю, что, конечно же, если мы говорим об энергии неба, а водные и горные звезды в методе летящих звезд представляют энергию неба, то эта энергия приходит с неба из космоса. Эта энергия подходит к дому, который в масштабах неба является просто мизерной точкой, и обволакивает дом, как туманом. Эта обволакивающая дом энергия не делится на 9 разных видов энергии, это просто космическая энергия, она не плохая и не хорошая, она включает в себя все возможные качества, которые не разделены между собой. Энергия неба обволакивает дом и ищет путей-возможностей проникнуть в него.
Космическая энергия проникает в дом через любые преграды: и через железобетонные стены и через металлические крыши, но разные материалы по-разному задерживают энергию и, проходя через разные материалы, энергия в какой-то степени теряет свои изначальные качества и меняет свои качества в зависимости от свойств материала, через который она проникает в дом. В наиболее чистом, не искаженном виде, энергия проникает в дом через открытые двери (при этом она не проходит ни через какие преграды) и через застекленные окна (потому что стекло в очень малой степени задерживает энергию и почти не искажает ее свойств).
Когда я рассматриваю ситуацию на уровне неба, я не говорю о пространстве, потому что оно не ограничено и не говорю о времени, потому что на уровне неба его не существует. Рассматривая энергетику жилища, мы переходим на иной уровень рассмотрения — с уровня неба мы переходим на уровень дома. На этом уровне мы говорим и о пространстве, ограниченном стенами дома и о времени. Это иной, более низкий и более конкретный уровень рассмотрения, поэтому входящую в дом энергию можно рассмотреть более детально, разделив ее на 9 видов.
В доме живут люди и для описания происходящих во вселенной и в нашем непосредственном окружении процессов, люди придумали концепцию пространства и времени. Разбивку энергии на 9 видов тоже придумали люди — это просто одна из моделей формального описания энергетических процессов в рамках концепции пространства-времени. Индийские мудрецы говорили, что единая энергия может делиться на 50 различных видов, имеющих различные качества, но на нашем уровне развития и с 9 видами разобраться трудно.
Итак, энергия обволакивает дом и ищет путей войти в него. В рамках концепции пространства-времени, а сейчас я говорю в рамках именно этой концепции, разумно считать, что энергетические характеристики пространства, ограниченного стенами дома или квартиры, зависят от трехмерной формы этого пространства, от его внутренней структуры, т.е. от архитектурной формы дома, от геометрии квартиры и их внутренней планировки. В рамках концепции времени разумно считать, что энергетические характеристики дома зависят от того, в какое именно время сформировалось это энергетическое пространство. В рамках концепции времени разумно также считать, что энергетические характеристики пространства меняются во времени. Вы знаете, что все это учтено и используется в методе летящих звезд Сань Юань.
Еще энергетика дома зависит от направления лицевой стороны, с которой в дом входит большая часть энергии, которая и определяет энергетическую карту дома. Если энергетика дома зависит от направления лицевой стороны, то свойства энергии, приходящей с разных компасных направлений должны быть разные, а я говорил, что энергия обволакивает дом и не делится на энергию 9 разных звезд. Да, это так. Метод летящих звезд Сань Юань обычно используется только для замкнутых пространств и об энергии 9 звезд следует говорить только внутри дома. Вне дома эти 9 типов энергии не существуют отдельно, они слиты воедино, но энергия 8 триграмм, прилетающих с 8 компасных направлений все же не одинакова.
Принцип 8 триграмм и их взаимодействия — основной принцип китайского мировоззрения и базовый принцип фэн-шуй, который признают все. Итак, энергия, приходящая в дом с 8 разных направлений — разная, но разбить энергию каждой из 8 триграмм еще на 9 составляющих мы не можем. Просто пока что аппарат фэн-шуй не обладает достаточно адекватными для этого моделями.
После определения лицевой стороны дома и ее направления, звезда-император назначает звезд-министров. Водная звезда центрального дворца — министр финансов. Министром финансов назначается звезда карты поколения, представляющая энергию, входящую с фасада, т.е. ту энергию, которая и определяет карту подобно тому, как главный министр представляет интересы большинства партий и населения. Горная звезда центрального дворца — министр здравоохранения и социального обеспечения. На это место назначается звезда карты поколения, представляющая энергию горной, защитной стороны. И только после назначения министров, каждый из них создает свой кабинет и назначает звезды ответственными каждую за свое направление. Т.е. звезды-министры делят энергию, входящую с фасада на 9 разных видов, соответственно количеству звезд и распределяют звезды по направлениям. Это подобно тому, как министр делит бюджет, допустим страны, на части, распределяя его по разным регионам и разным отраслям, и в каждом регионе назначает ответственного.
Таким образом, звезды-министры не распределяют сектора космоса между звездами, а распределяют по дворцам все звезды, влетевшие в дом одной большой компанией с фасадной стороны. А уж после того, как в каждый из дворцов назначена водная звезда, другой водной звезде попасть не в свой дворец крайне затруднительно, хотя и возможно в некоторых случаях. Именно поэтому в методе летящих звезд первостепенное значение придается именно фасадной стороне дома, а если ее нельзя выделить определенно, то и сам метод летящих звезд в этом случае теряет свою эффективность.
Этот процесс распределения входящей в дом с фасадной стороны энергии, является работой звезд-министров на протяжении всего времени существования фиксированной карты летящих звезд дома. Максимально эффективно звезды-министры могут выполнять свою работу тогда, когда входящая с фасадной стороны энергия может пройти в центральный дворец и распространиться далее по остальным дворцам. Если входящая в дом с фасадной стороны энергия блокируется, например стеной или запирается в какой-либо комнате, то фасадная сторона выбрана неправильно и составленная карта нерепрезентативна. Таким образом, составляя проект дома, мало сделать фасадную сторону дома привлекательной и "подвести" к ней энергию, нужно еще создать такую внутреннюю планировку, чтобы входящая с фасада энергия могла беспрепятственно распространяться по помещениям дома.
Хочу отметить, что сторонники концепции прилета в дом 9 звезд из космоса тоже говорят, что метод летящих звезд Сань Юань используется только внутри дома, но на самом деле используют его и вне дома. Я имею в виду метод «Врата замка» и принцип «водного рта». Я считаю принцип "водного рта" вполне правильным, но объяснения, которые дает второй подход некорректны. Современный подход дает этому принципу более правильные объяснения.
Положение 3 касается того, как анализировать взаимодействие звезд в каждом дворце.
В толковании этого положения тремя подходами нет принципиального противоречия. Разница во взглядах на это существует у разных мастеров, а не в разных подходах. Некоторые считают, что важно анализировать связь земной основы и водной звезды каждого дворца, можно анализировать связь земной основы и горной звезды, но большинство мастеров считают, что важнее всего анализировать связь горной и водной звезд. Я тоже придерживаюсь этого мнения, но не забываю и о других связях, потому что в каждом конкретном случае особую важность могут приобретать именно горная или именно водная звезда и их связь с земной основой.
Есть некоторая особенность в толковании взаимодействия звезд у сторонников второго подхода. Они допускают, что в одной комнате могут жить не одна водная и одна горная звезды, а, например, 2 горные и две водные звезды или 1 горная и 2 водные звезды или 2 горные и 1 водная звезды. Как быть в этих случаях? Пары каких именно звезд нужно анализировать? Для ответа на этот вопрос, сторонники второго подхода используют концепцию семьи, считая, что водная и горная звезды образуют «семейную» пару, причем одна водная звезда в одной комнате может составить две пары с двумя горными звездами подобно тому, как мужчина может иметь двух жен. Однако горная звезда может образовать пару только с одной водной звездой подобно тому, как женщина может иметь только одного мужа. В рамках второго подхода я считаю такую идею очень интересной и разумной.
Положение 4 говорит о силе звезд каждого дворца.
Все три подхода признают возможность, и даже необходимость поддержки хороших водных и горных звезд наружными формами. Все признают, что при правильной поддержке, эффективность проявления энергии звезд, т.е. эффективность проявления их хороших качеств, возрастает.
Первый подход не выражается определенно по поводу того, откуда приходит энергия звезд в дом, поэтому и не дает объяснений, почему определенные внешние формы усиливают летящие звезды внутри дома.
Во втором подходе принято, что летящие звезды прилетают в дом снаружи, поэтому вполне логично, что если на пути водной звезды в дом поместить водный объект, активизирующий водную звезду, то она влетит в дом, будучи более активной. Именно на этой идее построено правило «водного рта». Если на пути хорошей горной звезды поместить горный объект, то это укрепит горную звезду, это будет место, где она может жить и накапливать свою энергию. Считается, что хорошая горная звезда будет «сидеть» на этом, расположенном вне дома объекте и «смотреть» на дом и его жителей, передавая им свою благоприятную энергию.
Наружные водные объекты имеет смысл делать только перед окном или дверью, потому что если их нет на пути водной звезды, то она не сможет влететь в дом. Если водная звезда не влетает в свой дворец, то ее там и нет, но в этот дворец может влететь водная звезда другого направления, если на ее пути есть окно или дверь. Если комната совсем без окон и дверь в нее открывается редко, то можно считать, что в такой комнате вообще нет водной звезды, а если она там и есть, то она очень слаба, чтобы учитывать ее влияние.
Джозеф Ю утверждает, что звезды — это разумные духи, поэтому, если какая-либо водная звезда «прописана» в свой дворец, то другая водная звезда, входящая в этот же дворец, не может претендовать на главенство в этом «чужом» для нее дворце. Я склонен думать, что если «прописанная» в каком либо дворце водная звезда слаба, например потому, что отверстие для ее прохода в дом мало и нет наружной поддержки, а водная звезда другого направления, входящая в чужой дворец сильна, то между двумя водными звездами может возникнуть борьба за главенство. По аналогии с устройством общества, если правитель региона слаб, то на его место будет претендовать другой, более сильный человек и борьба между ними неизбежна.
И в первом и во втором подходах принято, что если на пути в дом водной звезды расположен горный объект, например реальная гора или высокий дом, загораживающий окно, то эта водная звезда не сможет войти в дом, а если и войдет, то будет слабой и малоэффективной. Если на пути в дом горной звезды расположен водный объект, то эта горная звезда «утонет» и не войдет в дом. Я считаю, что это очень эффективный инструмент, позволяющий нейтрализовать плохие горные и водные звезды еще на подступах к дому и усилить хорошие звезды.
В третьем подходе считается, что звезды каждого дворца получают «прописку» из центра, от звезд-министров во время формирования карты, но ведь в течение долгих лет существования карты энергия звезд должна подпитываться, должен быть приток свежей энергии. Энергия звезд — это энергия неба, поэтому подпитка приходит из космоса, снаружи дома. Дом окутан энергией, как облаком, как рыба окружена водой в море, так и дом окружен энергией космоса, в которой нет разделения на энергию 9 звезд, но энергия этих звезд присутствует в неразделенном виде.
Эта целостная энергия разделяется только при входе в дом (таковы правила рассматриваемой модели) поэтому, если окно или дверь расположены, например, в западном дворце дома, то из общей энергии тумана около окна или двери, в западный дворец может войти энергия только той водной звезды, которая «прописана» в этом западном дворце. И в этом случае работает концепция разумности энергии, т.е. допущение о том, что энергия — это разумные духи или разумная энергия.
Поэтому, даже если дует сильный боковой ветер, то, в отличие от второго подхода, во дворец войдет энергия только «прописанной» в этом дворце звезды.
Таким образом, в одном дворце может жить только одна водная звезда, но комната может занимать территорию нескольких дворцов, поэтому в одной комнате могут жить допустим, две водные звезды, имеющие разную территорию обитания и разную силу. Водная звезда может подойти и составить пару только со своей горной звездой. Конечно, в случае присутствия в одной комнате двух водных звезд разной силы, между ними может быть борьба, но рассматриваемая модель поведения звезд не в силах описать это взаимодействие определенно, так как этого инструмента еще не придумано и решение этого вопроса зависит от интуиции и опыта мастера.
Итак, если энергия звезды поддерживается и подпитывается снаружи, то звезда будет сильной, а если нет, то слабой. Если комната расположена на территории одного дворца, то в ней живет только одна горная и одна водная звезды и, даже если они слабые, другие звезды в этот дворец не войдут.
В первом подходе утверждается, что сила водной звезды растет, если во дворце, в комнате есть не только окно, но и за окном есть поддержка в виде водного объекта. Во втором подходе утверждается то же самое, хотя, если принято, что энергия звезд влетает снаружи, с определенного направления, то можно обойтись и без внешнего водного объекта, ведь в случае наличия окна, энергия будет непрерывно поступать из космоса во дворец дома через окно. В третьем подходе принято, что энергия водной звезды постоянно подпитывается просто через окно комнаты или дворца а если нет преград для прохода энергии внутри дома от фасада в конкретный дворец, то и внешняя поддержка может быть не нужна. Если же есть желание или необходимость усилить водную или горную звезду, то необходимо создать соответствующую внешнюю поддержку.
Положение 5 о том, как меняются значения звезд при смене поколений.
Это очень важное положение, зависящее не от подхода, а от личности мастера. Я встречал три мнения по этому поводу. Одно мнение состоит в том, что карта дома и значения звезд «ловятся» в момент создания карты дома и больше не меняются никогда, даже при смене поколения. Я думаю, что это не лучшее мнение и можно привести много контраргументов.
Другое мнение состоит в том, что карта дома полностью меняется при смене поколений, но не резко — в момент смены поколений, а постепенно. Считается, что есть некий переходный период, когда в последние 1-2 года карта уходящего поколения теряет свою силу, а в первые 1-2 года нового поколения новая карта приобретает силу и все это происходит автоматически, без какой-либо перепланировки и ремонта дома. Просто новое время несет с собой новую энергию.
Получается, что в эти переходные 2-4 года работать методом летящих звезд Сань Юань неэффективно, так как старая карта потеряла свое значение, а новая карта еще не набрала силу. Но это не значит, что мастеру фэн-шуй нужно несколько лет быть без работы. Существует другой метод летящих звезд — метод летящих звезд Цзю Фэй Син, который оперирует иными временными интервалами и который эффективен именно тогда, когда метод летящих звезд Сань Юань теряет свое значение. На мой взгляд, это вполне разумный подход, которому и возразить то нечем, а метод летящих звезд Цзю Фэй Син не менее интересен, чем метод Сань Юань.
Однако, большинство известных мне мастеров придерживаются третьего мнения. Они считают, что при смене поколения сама карта не меняется, но меняются свойства, значения звезд. Характер этих изменений разными авторами толкуется по-разному, но это отдельная тема.
Положение 6. Я неоднократно упоминал о разумности внешних сил или энергии, проникающей в дом и отношусь к этому очень серьезно. На самом деле, это еще одна, третья концепция в анализе карт летящих звезд и фэн-шуй вообще. Концепции времени и пространства — это две концепции, и концепция разумности энергии, ее подчинения определенным правилам поведения в рамках установленных логических моделей — это третья концепция. Благодаря этой концепции удалось по-новому взглянуть на энергетику дома, по новому толковать карты летящих звезд и более эффективно управлять энергией дома, корректировать ее влияние на жителей.
Концепция разумности энергии звезд присутствует во втором, нетрадиционном подходе к методу летящих звезд и находит свое развитие в третьем,
современном подходе. Принцип разумности энергии звезд используется в 1, 2, 4 и 5 положениях, о которых я говорил ранее.
Положение 7 об отношении к микро фэн-шуй анализу отдельных комнат или к методу малого Тай Чи.
В первом подходе метод малого Тай Чи активно используется. Его суть заключается в том, что карта летящих звезд квартиры переносится и накладывается на каждую комнату, причем ориентация карты сохраняется. После этого анализируется ситуация в каждой комнате с целью определить, благоприятная ли энергия заходит в комнату через дверь и окно, и для того, чтобы расставить предметы мебели.
Например, рассмотрим план квартиры, о которой мы уже говорили.
Наложив карту квартиры на гостиную комнату, получим следующее (справа).
По карте квартиры получается, что гостиная расположена большей частью в западном дворце с сочетанием звезд 611, дверь в гостиную расположена в северо-западном дворце с водной звездой 2. Окно гостиной расположено в юго-западном дворце с водной звездой 6. Если же обратиться к карте комнаты, то получится, что в дверь входит водная звезда 9, а в окно — водная звезда 8. Сторонники первого подхода не обращают внимания на это несоответствие и рассматривают карту комнаты совершенно независимо от карты квартиры. Я вижу в этом противоречие и считаю использование метода малого Тай Чи таким образом некорректным.
Сторонник второго подхода Джозеф Ю считает такой способ перенесения карты с квартиры на комнату неправильным. Согласно второму подходу, в окно гостиной влетает водная звезда 6 юго-западного дворца, а в дверь входит водная звезда 7 северного дворца (она входит в дверь квартиры, а затем и в дверь гостиной). Если рассматривать карту комнаты, то, согласно второму подходу, в комнату войдет две водных звезды (через окно и дверь), а на стенах будут жить 7 разных горных звезд (исключая горную звезду 8, во дворце которой нет стены). Как будут водные звезды сочетаться с горными звездами? Ситуация крайне неопределенная, на лицо противоречие, поэтому сторонники второго подхода отрицают возможность использования метода микро фэн-шуй анализа.
Третий подход отрицает подобное использование метода микро фэн-шуй анализа по тем же самым причинам.
Итак, я сформулировал основные положения трех подходов к построению и анализу карт летящих звезд жилища и попытался разобраться в их сходстве и различии. Я не называю эти подходы противоположными или несочетаемыми, я считаю их взаимодополняющими. Я не склонен сравнивать эти подходы в терминах «лучше» и «хуже». Эти подходы каждый хорош по-своему и каждый дает хорошие результаты. Главное — выдержать систему, следовать определенной школе или методу. Если вы хотите совместить принципы разных подходов, то сначала следует хорошо разобраться в каждом из них, чтобы избежать противоречий.
Первый подход достаточно прост и универсален, это классический подход, проверенный временем. Он очень хорошо работал в прежние времена, когда дома были одноэтажными и прямоугольной формы. Применительно к частным домам современной сложной архитектуры и квартирам в многоэтажных домах, первый подход, на мой взгляд, потерял свою былую эффективность.
Второй подход является шагом вперед относительно первого подхода. Это значительно более тонкий метод, позволяющий адекватно исследовать дома и квартиры современной архитектуры и дизайна. Это подход, позволяющий более глубоко и детально проникнуть в существо и значение энергетических процессов внутри жилища. Это значительно более артистичный метод, превращающий работу мастера одновременно и в интеллектуальную игру и в творческий процесс. Одно плохо в этом подходе — нет разумного объяснения базовому положению о том, что одна и та же звезда может прилетать в рядом стоящие дома с разных направлений.
Третий подход, на мой взгляд, более современен, более адекватен современным взглядам и позволяет более точно и правильно работать с домами и квартирами современной архитектуры, расположенными как в больших городах, так и в сельской местности. Третий подход, на мой взгляд, лишен недостатков первых двух подходов, он теоретически более обоснован и более правилен.
Однако, никто из известных мне мастеров системно не использует и не пропагандирует такой подход. Я думаю, что это происходит не потому, что им не приходили в голову подобные мысли, а по следующим двум причинам. Во-первых, самые признанные авторитеты в области фэн-шуй в основном китайцы, а основной принцип китайской культуры — следование традиции. Это прекрасный принцип, благодаря которому фэн-шуй и сохранился. Но время летит, все науки развиваются и фэн-шуй тоже нужно развивать и адаптировать к современным условиям, не отрываясь от корней и не теряя сути древнего фэн-шуй. Однако, это риск подвергнуться критике со стороны живых авторитетов фэн-шуй и, может быть, такая смелость и риск присущи более европейцам, чем китайцам.
Второй причиной является закон критической массы, который называют также феноменом синхроничности или эффектом сотой обезьяны.
Например, если в какой-то популяции обезьян, живущих в определенном месте изолированно, например на острове, какой-либо навык (сбивание бананов с ветки, ношение солнечных очков или открывание бутылок пепси-колы) усваивает определенное критическое количество животных, то этот навык мгновенно и без всякого физического контакта передается всем другим популяциям, живущим в других местах планеты. Подобные факты подтверждены экспериментально и не только в жизни животных, а, например, в области синтеза кристаллов и клеток человеческого организма.
Этот закон действует в области тонких энергий и в области фэн-шуй тоже. Джозеф Ю говорил мне, что он пробовал составлять карты летящих звезд домов, в которых горная сторона расположена не напротив лицевой стороны, но, по его словам, хотя эти карты теоретически более правильны, они недостаточно хорошо описывают энергетику жилища, т.е. не дают хорошего совпадения прогноза и реальности. На мой взгляд, это происходит как раз потому, что не набралась еще нужная критическая масса практикующих фэн-шуистов, использующих такой подход.
Я призываю всех, кто здесь присутствует, начать использовать этот третий, современный, теоретически правильный, но не имеющий еще достаточного практического подтверждения подход. Давайте набирать критическую массу, необходимую для существенного продвижения фэн-шуй вперед.
Лев Игельник