Интервью с Лотаром Байером, журнал "фэншуй - современный способ жизни" 1999 г., Германия
BU: Хайтех-архитектура создает лицо в новом центре Берлина, на территории вокруг Потсдамер плац.
Прямо сейчас на Потсдамер плац в сердце Берлина возникает Центр новой старой федеральной столицы, „Новый центр“. Один из основных вкладчиков капитала, отделение «Даймлер-Бенц» пишет по этому поводу в своём рекламном проспекте: «От проекта, вырастающего из земли на Потсдамер плац захватывает дух, и он делает это место одной из самых больших стройплощадок Европы. Строительство такой исторической величины не находит подобных себе». Журнал «Фэншуй — современный способ жизни» побывал там и посмотрел на это место, оценив его по критериям Фэншуй.
Здесь жили Братья Гримм, Джозеф фон Айхендорф, и Теодор Фонтане; в 1923 отсюда прошла в эфир первая радиопередача в Германии - Потсдамер плац является историческим местом. В войну здесь было
всё разрушено, Берлинская стена превратила площадь в пограничную. После разрушения стены теперь здесь возникает новый центр столицы федерации, с жилыми квартирами, магазинами, театрами, кино, ресторанами и казино. Знаменитые архитекторы, в том числе итальянец Ренцо Пьяно, немец Кристоф Кольбекер, японец Арата Исозаки, британец Ричард Рогерс, испанец Хосе Рафаэль Монео и другие строят здесь по заказам больших международных концернов, таких как Sony, Daimler Benz и ABB. Претензии огромны, здесь должны совмещаться городское качество жизни, экологические метод строительства и продуманная функциональность.
Архитектура Берлина создана «Берлинским законом о высоте», который предписывал архитекторам в течение двух столетий максимальную высоту зданий. Это и широкие улицы и тротуары дает городу ощущение простора. Повсюду много места и нигде дома не вырастают до небес. У солнца есть немало шансов осветить самые низы. После войны появились одно — два исключения из правил, но всё же большая часть застройки центра города сама по себе гармонична. В восточной части города, разумеется, уже во времена ГДР, были построено множество высотных домов в пятнадцать и больше этажей.
Сегодня на территории вокруг Потсдамер плац возникает совершенно новая архитектура. Картину создают высокие здания высотой в двадцать этажей и более. Улицы тесны, а растительность редка. Искусственно созданные водоёмы геометрически неестественны и очень мелки. Создатели не хотели ставить перила и создавать другие меры предосторожности, и потому свели глубину бассейнов до нескольких сантиметров. Уже теперь, вскоре после ввода в эксплуатацию первой части строительства плоские водоемы на территории Даймлер-Бенц превратились в большие сборники окурков и их регулярно приходится очищать от мусора.
BU: Будущий Потсдамер плац создаётся тремя высокими домами: слева дом-клин от Ренцо Пьяно, в середине кирпич — бизнес-центр от Ханса Кольхофа и справа стеклянный дворец филиала Sony.
В качестве компенсации за недостаток растительности на земле озеленяются многие крыши. Это помогает собирать много дождевой воды и питать ею озера и водотоки. Также туалетные смывы заполняются дождевой водой. Таким образом, ежегодно должно экономиться 20 миллионов литров питьевой воды, экологический плюс для микроклимата и экономический плюс для съемщиков, однако, сопутствующие расходы явно незначительны в сравнении с подобными проектами.
Сама архитектура меньше всего дружит с климатом — узкие улицы, прямые дороги и высокие дома заставляют здесь ветра дуть особенно сильно по сравнению с соседствующим районом по другую сторону канала Ландвер, охватывающего территорию с юго-запада. Особенно отчетливо это ощущается в аркадах Потсдамер плаца, разделяющих деловую улицу на два уровня, которые протянулись через всё сердце территории. Главная улица, открытая с двух концов и две поперечные улицы с «входом и выходом», расположенными друг напротив друга, созданы для сильного потока движения, из-за чего возникает сквозняк. Поэтому двери нужно держать закрытыми даже летом, а воздух для дыхания и подходящая температура создаются искусственным кондиционированием воздуха. Тем не менее, искусственный воздух никак не может сравниться с естественным «внешним» воздухом. Его температура в течение всего дня постоянна, также как и влажность. Для посетителей, не остающихся в помещении надолго, не возникает серьёзных проблем. Однако для служащих, проводящих здесь каждый день по много часов, воздух является необходимым условием.
BU: Аркады Потсдамер плац — автодром для Ци.
Однако ещё кое-что здесь движется слишком быстро — поток Ци. По вытянутому по линейке пути, Ци пролетает через аркады, и лишь незначительная её часть задерживается деревьями, посаженными в два прямых ряда. Сами магазины едва ли что-нибудь получают. Это можно заметить и глядя на покупателей магазинов, которые совершенно дезориентированы, им явно непросто сконцентрироваться на выборе товаров. Усиливают ситуацию ещё два поперечных пути, несущие быстрые потоки Ци, и создающие тем самым дополнительные завихрения на основном проходе.
BU: Пустой и энергетически быстрый проход в атриуме центра Даймлер-Бенц.
Похожая ситуация и в атриуме здания Даймлер-Бенц. Большой пустой зал в середине шестиэтажного здания красуется в центре Даймлер-Бенц на юге Потсдамер плац. Его оживляет одинокая «Музыкальная машина» продукт искусства из старого железа и запчастей, во всём остальном зал отличается пустотой,он открыт с торцов и это также превосходный автодром для Ци. Ни одно растение не радуется глаз и не тормозит Ци. Особенно неприятна ситуация для вахтеров на южной стороне зала. Они сидят ровно в середине энергетического прохода. Такая ситуация ослабляет концентрацию и защитные силы здоровья.
Но поток Ци неприятен не только в зданиях, также и на улице неблагоприятные формы способствуют сильной концентрации Ша-Ци. Преобладающие формы треугольные и трапециевидные в горизонтальном плане. Из-за этого возникает много углов с очень острыми краями, которые резко разрезают поток Ци и таким образом делают его неприятным. В сочетании с узкими улицами это создаёт энергетический беспорядок, которое производит у жителей и гостей места замешательство и лихорадочный темп. И само уличное движение страдает от этого, особенно сам перекрёсток Потсдамер плац. Здесь из-за многих острых углов близлежащих зданий будет создаваться столь энергетически беспокойное настроение, что можно, пожалуй, предположить, что здесь возникнет один из будущих участков повышенной аварийности в городе.
BU: острые края и тесные ущелья улиц заставляют Ци двигаться очень быстро, что делает её очень неприятной.
Особенная неблагоприятная ситуация возникает на входе в Казино и Музыкальный театр. Эти два здания построены почти вплотную друг к другу, однако, именно почти. Между ними зияет тонкая трещина, сквозь которую устремляется энергия. Сооружение V-образной формы в месте расположения входа, ещё более усиливает скорость потока. И это не всё, кроме того, — перед областью совместного входа слева и справа движутся потоки воды, они встречаются прямо перед дверями и там исчезают под землю. У Ци нет никаких других возможностей, как следовать за ними. Таким образом, та энергия, что не улетает в «трещину», уходит под землю. В дополнение к этому стоят две стальные колонны, поддерживающие «козырёк». Они установлены так, что тормозят приток Ци к входным дверям, разрезают его и ускоряют. То, что после этого попадает внутрь зданий, ни в коем случае не соответствует тому качеству Ци, в котором нуждаются люди, чтобы хорошо себя чувствовать.
BU: объединённая область входа казино и музыкального театра создаёт «трещину» для Ци посередине.
Берлинский Народный Банк занял особенную пещеру. В юго-восточном углу территории расположен офисный комплекс, построенный Арата Исозаки, превосходный пример архитектурной некомпетентности. Два длинных прямоугольных здания связанные 5-ю поперечными соединениями на уровне верхних этажей, затеняют внутренний дворик. Из-за тёмно-коричневого одеяния фасада, «дающих тень» поперечных нависающих коридоров и относительно маленьких трапециевидных окон во внутреннем пространстве всегда так темно, что целыми днями, даже когда светит солнце, требуется искусственный свет. Имидж-проспект заказчика строительных работ говорит здесь о «максимальном использовании дневного света и минимализации искусственного». Должно быть, это было написано до окончательной отделки здания. Здесь мы опять находим слишком сильный поток Ци, она неистово быстро устремляется через «пустой проулок», за собой оставляя утомительную пустоту.
BU: Ци пролетает насквозь, а свет совсем не попадает внутрь: комплекс зданий Берлинского Народного Банка.
В водных поверхностях на западной стороне территории отражаются не только здания, но и «строительное искусство». Рядом с музыкальным театром возносится продукт искусства из ржавой стали, остроугольный и агрессивный. Немного хорошей Ци, от плавно, медленно текущей к зданиям воды протекая здесь, получает неприятный привкус, становясь Ша-Ци. И мусор, который здесь ежедневно бросают тысячи туристов и посетителей в воду, также не способствует тому, чтобы Ци долго сохраняла приятные качества.
BU: «Строительное искусство» превращает хорошую Ци в Ша-Ци.
Территория подрывается огромным подземным гаражом на более чем 4000 мест на 3 уровнях и несколькими туннелями жизнеобеспечения. Дополнительно для федеральной дороги 96a был вырыт туннель на 4 полосы прямо под Потсдамер плац, АО Deutsche Bahn также внесло свой вклад, построив несколько туннелей для железнодорожных платформ и вокзал, добавив хаоса под землей. Все эти могильные работы привели местные энергии в беспокойство на десятилетия, а у всего комплекса отсутствует заземление. Тысячи тонн бетона преграждают путь подземным водам, способствуя возникновению новых подземных озер и водоносных жил, которые образуются между строительными цоколями. Это уже привело к первым авариям, в дорожный туннель дважды по «необъяснимым причинам» врывалась вода. Это принесло ущерб человеческому здоровью, из-за чего строительство замедлялось.
В то время как освоение территории Даймлер-Бенц ещё далеко от завершения, вторая строительная очередь на участке электронного концерна Sony приближается к окончанию. Здесь среди строительных материалов доминирует стекло, огромные фасады застеклены полностью. Помещения прозрачны во всех направлениях, так, что ни в одном месте человек не чувствует настоящей поддержки. Ци может беспрепятственно исчезать, следствием чего у служащих, работающих там, будет возникать беспокойство и недостаток концентрации.
Третья строительная очередь находится на территории ABB, здесь скоро начнутся сверхъестественные строительные работы. На планах видно, за исключением каплеобразных зданий непосредственно на Потсдамер плац, здесь появятся обычные кубические формы. Здесь миром будет владеть квадрат, вместе с доминирующим коричневым цветом однозначно будет преобладать элемент Земля. Все другие элементы не проявляются в архитектуре, поэтому энергии проявятся в разной степени. Также эти здания стоят на подземных гаражах и туннелях, что может привести к совершенно особому конфликту — слишком много «надземной» земли при одновременном недостатке заземления.
Вообще элемент Земля является доминирующим на территории, почти все здания окрашены в коричневые тона, преобладают прямоугольные формы. Элемент воды проявляется в водных поверхностях. Дерево представлено очень мало, совсем немного деревьев по сравнению с такой огромной строительной массой не могут обеспечить достаточное количество Дерева. Элемент огня представлен только формами, красный цвет отсутствует почти полностью. Металл также не представлен в достаточном количестве. Инь и Ян не уравновешены, очень отчетливо проявляется избыток энергии Ян и людям, которые будут жить в этом месте, будет не хватать Инь как противоположного полюса.
Можно ещё много говорить по поводу отдельных зданий, но уже общий обзор с точки зрения Фэншуй оставляет сделать только один вывод: вряд ли какая-нибудь китайская фирма станет размещаться на Потсдамер плац.