Консультанты Курсы



Ближайшие события


Цвет как инструмент гармонизации среды

Главная » Фэн-шуй » Статьи » Практика фэн-шуй от древности до наших дней » Цвет как инструмент гармонизации среды
Автор: Анатолий Соколов  Опубликована: 9/04/08
 

 

В разных культурах цвет получает различную трактовку. Китайская традиция на протяжении порядка 6000 лет использует его как универсальный язык описания и средство формирования благоприятного окружения человека.

Любому современному человеку понятно, что мир с большим или меньшим успехом можно описывать с помощью самых разнообразных концепций. Китайская парадигма мышления от многих других отличается тем, что позволяет все многообразие мира свести к некому общему знаменателю: здесь реальность рассматривается с точки зрения энергетики, потому что, согласно этой доктрине, все можно квалифицировать как тот или иной тип энергии: через энергию оцениваются временные и пространственные характеристики (сезоны, суточные периоды, стороны горизонта), физическое и психическое здоровье человека, даже сами люди рассматриваются как представители различных видов энергий. Таким образом, китайская система утверждает единство мира и принципиальную неразделимость процессов в нем. Этот подход открывает возможность сравнивать явления разного порядка и сопоставлять несопоставимое. Например, можно найти точки пересечения между временем рождения и направлением сторон горизонта, сезоном и цветом, формой и цветом и буквально высчитать гармоничное окружение для конкретного человека. Все явления природы выстраиваются в ассоциативные цепочки — в зависимости от принадлежности к тому или иному типу энергии. Китайская система выделяет разные уровни и аспекты энергии. Непосредственно цвет рассматривается в рамках теории пяти элементов, которая относит разновидности энергии к различным фазам циклического развития: интенсивному росту, расцвету, стабилизации, упадку и смерти. Каждая фаза ассоциируется с одним из пяти элементов, они, в свою очередь, могут быть представлены практически бесконечным множеством явлений различного порядка. И это не простая игра в ассоциации: все соответствия отражают законы природы и именно потому находят самое широкое практическое применение. Таким образом, цвет в китайской традиции рассматривается именно в контексте законов природы, а не идеологии, как на Западе. Здесь речь идет не столько о дизайнерском потенциале или соответствии той или иной эстетике, а о создании гармоничной, благоприятной для жизни среды.

Цвет и функция

Согласно китайскому взгляду на мир, каждый цвет несет определенную энергетическую информацию и это можно сознательно использовать в самых разных сферах жизни.

Наверное, многие замечали, что в китайских ресторанах в оформлении интерьера почти всегда присутствует красный цвет. Этому есть обоснование в теории пяти элементов. Во-первых, красный ассоциируется с огнем и в этом смысле кажется привлекательным всем, кому хочется горячей пищи. Кроме того, будучи представителем элемента «огонь», этот цвет усиливает «землю», которая отвечает за пищеварение и аппетит, — следовательно, люди будут заказывать больше блюд. На психологическом уровне красный тоже стимулирует желание. Все это работает как на привлечение прибыли, так и на комфорт клиента. В то же время, казалось бы, в смежных по специализации барах культивируются другие цветовые решения. И это также объясняется теорией Пяти элементов. Согласно этому учению, употребление спиртного связано с элементом «металл» (если речь идет о крепких напитках) и с элементом «вода» (к нему относятся легкий алкоголь). Бар, оформленный в цветовой гамме данных элементов (холодные, сине-черные и металлические тона), в сознании посетителей безошибочно будет ассоциироваться с выполняемой функцией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в не задумывающейся о китайских соответствиях Европе барные стойки оформляются абсолютно в том же ключе. Можно привести еще очень много примеров из разных областей, доказывающих то, что мы подсознательно понимаем значения цветов. Так, в медицинских учреждениях (особенно на Западе) широко используется зеленый цвет, представляющий элемент «дерево». Любопытно, но в китайской традиции «дерево» отвечает в том числе за восстановление сил и регенерацию тканей. Общим местом в дизайне офисов крупных компаний давно стало использование белого и серого цветов, связанных с элементом металл, который на уровне энергии содействует укреплению иерархии и поддержанию дисциплины. Самым показательным примером в этом отношении может служить Германия и офисы представительств немецких компаний — таких как Lufthansa — здесь даже в одежде сотрудников преобладают именно эти цвета. Немецкая педантичность и склонность создавать большие структуры находит поддержку в цветовых решениях.

В действительности, если посмотреть вокруг, можно увидеть еще много случаев спонтанной эксплуатации энергетических связей. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что первая ассоциация, всплывающая в сознании при слове «автомобиль», — это «металл». Оказывается, данная параллель закрепляется и на уровне фирменной символики: логотипы большинства производителей легковых машин имеют форму круга или овала, последние представляют в китайской системе не что иное, как элемент «металл». Отмечается и обратная зависимость: круглый логотип наводит на мысль об автомобиле. Эта устойчивая комбинация (едва ли можно найти другую такую отрасль, где бы участники рынка проявляли такое единодушие при разработке фирменного стиля) поддерживается за счет отнесенности таких разнопорядковых явлений, как геометрическая форма и материал, к одному энергетическому типу. Обращает на себя внимание и тот факт, что «правильная» символика, провоцирующая открытость покупателей, является атрибутом самых известных автомобильных брендов.



Поделиться:


Международный Форум Фэн Шуй © 2007. Все права защищены.