В Гонконге и других местах фэншуй используется не только для защиты от вредных влияний. Фэншуй может быть использован также и как оружие нападения. Лотар Б. Байер рассказывает о строительстве зданий, действующих подобно ножу, и о храмах, гармонично связующих энергии.
Более 4000 лет назад ландшафт в районе реки Ли в китайской провинции Квайлинь (вверху) стал местом рождения фэншуй. Крестьяне династии Ся (21–16 века до нашей эры) были прекрасными наблюдателями за окружающим миром. Они создали список определенных свойств окружающей среды, которые должны присутствовать, чтобы урожай вызревал, коровы давали много молока и люди могли бы жить в мире друг с другом.
Только если поля располагались на правильной стороне горы, река омывала пастбища правильным образом, горы сзади и по бокам дома обеспечивали защиту от непогоды, тогда сельское хозяйство и животноводство были успешны. Энергия, которая считалась особенно полезной, называлась дыханием Дракона, она двигалась вниз с гор вдоль вен Дракона, принося земле Ци, обещающую счастье. Но ее качество было хорошим только тогда, когда Инь и Ян находились в равновесии, а пять элементов в гармонии друг с другом и никакие мешающие энергии местности не нарушали ее доброкачественности.
Инь представляет женственное, воду, текущее, темноту и т.д., Ян относится к мужскому, горе, статическому и т.д. Все вещи в этом мире, видимые и невидимые, можно отнести к одному из пяти элементов. Таким образом, каждая форма, каждая краска, каждый запах, каждый вкус и каждое чувство имеет элементальное соответствие.
Пять элементов Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода в такой последовательности взаимно питают друг друга, и это означает, что целое является большим, чем сумма всех отдельных частей. Если один или несколько элементов отсутствуют, это приводит к негативным эффектам — некоторые из элементов больше не подпитываются, другие разрушаются. Результатом является неуравновешенное распределение сил, отчего снижаются коммерческий успех, здоровье и общее благополучие.
Через некоторое время находчивые коммерсанты из северной части Китая захотели взять эту систему с собой на родину. Но там не было ни подобных гор, ни рек, тех черт окружения, которые могли бы явиться необходимыми точками отсчета. Однако им было ясно, что система, настолько успешная на юге не могла быть совсем бесполезной здесь, на севере, и они начали искать другие точки опоры, которые могли бы дать им понимание качеств окружающей среды.
Если крестьяне юга заложили основы для Школы Форм Фэншуй, то коммерсанты с севера явились основателями второй большой школы Фэншуй, школы Компаса. Они установили, что многое из опыта Школы Форм можно также применить и к направлениям сторон света. За многие века наблюдений обнаружилось, что каждое направление добавляло качества Инь или Ян, элемента, и различные другие характеристики.
Таким образом, Восток относится к элементу Дерева, весны, утра и свежей энергии молодого растения. Эта энергия хороша особенно для здоровья и семейных аспектов жизни.
Юго-восток относится также к элементу Дерева, раннего лета, позднему утру и сильной энергии цветущих и плодоносных растений. Отсюда приходят благосостояние и изобилие.
Юг соответствует энергии Огня, солнцу, полудню, жаркой середине лета и представляет внешнее уважение, славу.
Юго-запад принадлежит к элементу Земля, позднему лету, началу второй половины дня. Партнерство и брак появляются с этой стороны. Земля дает отношениям точку равновесия, что позволяет им развиваться и охраняет их от внешних неприятностей.
Запад относится к элементу Металла, осени, раннему вечеру, творческим способностям и молодому поколению. Он предлагает хорошую энергию для появления и развития настоящих физических детей и «детей ума», творений.
Северо-запад, также Металл, представляет направление осени, вечер и людей, готовых помочь, эта энергия особенно мотивирует их нанести визит.
Север относится к энергии Воды, он адекватен зиме, ночи, восстановлению энергии во сне. Отсюда приходят поддержка нашего личного развития и профессиональной карьеры.
Северо-восток относится к элементу Земля, началу весны, утренней заре, ко времени, когда природа просыпается. Это превосходная энергия для развития мудрости, медитации и к накоплению знания. В течение тысячелетий обе школы Фэншуй развивались вместе, так что сегодня большинство мастеров, чтобы находить для своих клиентов оптимальные решения, применяют знания обеих школ. Сегодня во всем мире китайская культура и жизнь китайцев не может обойтись без искусства и науки фэншуй. В Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване, США или Канаде китаец не построит ни одного дома без того, чтобы посоветоваться с мастером фэншуй. Китайцы не станут иметь бизнес с деловыми партнерами, в помещениях которых обнаруживаются очевидные недостатки фэншуй, дела с ними не могут привести к успеху. Фирмы и банки из Европы или США были вынуждены строить филиалы в Юго-Восточной Азии по правилам фэншуй, так как иначе успешно вести дела там невозможно.
Таким образом, если поехать в Азию там повсюду встречаются следы фэншуй. Города возводились в местах, специально выбранных для этого. Если китайцы собирались здесь заниматься торговлей и жить, в этом месте должно было в изобилии присутствовать дыхание Дракона, положительной стороны Ци. Особенно в Гонконге, где на первый взгляд во всех новостройках последних десятилетий в большой степени присутствует западный строительный стиль, строительство без Фэншуй было совершенно немыслимым. Однако, каждому проекту, особенно при строительстве коммерческих объектов, мастера выдавали частные рекомендации.
Когда известный английский архитектор Сэр Норман Фостер, в восьмидесятые годы предложил проект здания нового правления Банка Гонконга и Шанхая китайским заказчикам, ему пришлось нелегко. По настоянию мастера фэншуй, эти планы потребовали существенных изменений. Таким образом, к примеру, следовало полностью изменить фундамент. Также после постройки сооружения у мастера фэншуй еще оставались сомнения. Два эскалатора, ведущие от автовокзала, находящегося под зданием, в приемный зал банка, по его мнению, были расположены неблагоприятно. Эскалаторы были быстро демонтированы и снова установлены против воли Фостера в новых местах. Только так можно было поймать и препроводить в здание, стекающее вниз по венам Дракона от Пика Виктории, ценное дыхание Дракона к пользе банка и служащих. Сэр Норман Фостер вспоминает об этом сотрудничестве с мастером до сих пор неохотно, в телевизионном интервью Фостер неожиданно менял тему разговора, когда речь заходила об этих зданиях, а в биографии Фостера о мастере фэншуй не упоминается совсем.
В то время как если при взгляде на Банк Гонконга и Шанхая, участие фэншуй мастера видно не сразу, есть в Гонконге и такие современные здания, которые строились совершенно явно следуя фэншуй. Особенную известность, вышедшую далеко за пределы самого Гонконга, получил дом в части города, называемой Абердеен, построенный на территории бывшего отеля Репульс Бэй. Дела в отеле с самого начала шли плохо, владелец обанкротился и новый владелец, который приобрел здание на аукционе распродажи имущества несостоятельных должников, обратился к эксперту фэншуй для выяснения причин банкротства. Тот установил, что отель был построен на склоне горы точно на вене Дракона. Здание блокировалосвободное течение энергии Дракона и загораживало Дракону свободный вид на море. Это рассердило Дракона, что, в конце концов, и привело к банкротству хозяина гостиницы. Поэтому новый владелец решил снести старый отель и построить на том же месте жилой многоквартирный дом, в фасаде которого оставили большое отверстие размером примерно 400 квадратных метров. Теперь сквозь это отверстие Драконможет беспрепятственно видеть море. В этом многоквартирном доме сегодня самая высокая плата за найм в этом районе города и все жильцы наслаждаются хорошим здоровьем и успешны в делах. Конечно, не только новостройки созданы согласно фэншуй, но и все старые строения.
В первую очередь храмы, жилые, и торговые здания состоятельных китайцев с древних времен до наших дней строятся согласно учению о дыхании Дракона. Особенное внимание в течение тысячелетий уделялось защите от «убивающего дыхания», смертельного дыхания рассерженного Дракона. Этим вредным энергиям, называемым также «тайными стрелами», можно противостоять многими различными средствами. Широко распространены два каменных льва слева и справа от главного входа, которые должны предотвращать проникновение «злых» энергий.
В некоторых домах перед дверьми можно увидеть мощные древние пушки, угрожающе направленные своими острыми краями на здания, стоящие на противоположной стороне. Если перед домом для этого недостаточно места, тогда ставят маленькую пушку на подоконник. На бесконечном количестве дверей в Гонконге висит универсальное средство против мешающих и вредных энергий — зеркало Багуа. Вокруг маленького, в зависимости от назначения вогнутого или выпуклого зеркала расположены восемь триграмм «раннего неба», символического изображения мира в совершенном порядке. Это Багуа (кит. восемь углов) своим зеркалом отражает плохие энергии и одновременно является символом того, как должен выглядеть мир. В семидесятых и восьмидесятых годах в Гонконге применение зеркал для защиты от мешающих энергий приводило к настоящим войнам зеркал.
Вновь возводимые здания, все выше и больше, побуждали соседей, чувствующих исходящую от них угрозу, к установлению на фасадах своих домов зеркал все большего размера для защиты. За несколько лет это привело к тому, что английский губернатор издал постановление о прикреплении зеркал к внешним фасадам, в котором устанавливалась их разрешенная величина. Количество дорожных происшествий, причиной которым служили зеркала, раздражавшие водителей, всего за два года снизилось в несколько раз.
Но, к примеру, китайцы коммунистической Родины использовали фэншуй не только для собственной защиты от вредных влияний. Они также часто целенаправленно применяли фэншуй, чтобы причинять вред другим. Известный пример — это недавно построенный «Банк Китая», высокое здание, основная форма в горизонтальной проекции которого и распределение фасадов основаны исключительно на треугольной геометрической форме. Из-за треугольной формы возникает крайне агрессивная энергия, наносящая вред каждому, кто встречается не ее пути. Хотя заказчики застройки серьезно оспаривали это, явно совершенно не случайно, что ребро одного из острых углов здания устремлено на резиденцию английского губернатора, другое на их самого большого конкурента, Банк Гонконга и Шанхая, и третье на Гонконгскую биржу. Это привело к тому, что Банку Гонконга и Шанхая пришлось теперь искать новое место под офис, и по единогласному мнению всех Гонконгских экспертов фэншуй, многие из проблем на рынке акций бывшей английской колонии, нужно также приписать этой архитектуре.
Однако, внутри здания Банка Китая треугольная форма изменена, в углы встроены шахты коммуникаций и лифты, так что внутри этажи в горизонтальном плане шестиугольные, что весьма благоприятно.
Особенно замечательными примерами строительного искусства по Фэншуй являются буддийские и даосистские храмы в Гонконге. Эти сооружения более 2000 лет сооружаются почти в неизменном архитектурном стиле. Здания стоят на платформе из утрамбованной глины, в которую вставлены каменные опоры (так называемые «fu pen», перевернутые блюда) для колонн. На них стоят мощные древесные стволы, несущие конструкцию крыши.
Так как глиняная платформа очень восприимчива к погоде, внешние края крыши сверху выходят далеко за пределы наружных стен здания, чтобы обеспечить защиту от дождя. Все здание в итоге разделено колоннами, промежуток между двумя из них называется «Йиань» (Jian). Так как параллельность и симметрия очень важны в оформлении по принципам фэншуй, количество йиань всегда нечетно: один йиань располагается на главной оси и, два или три йиань от него по обе стороны. Срединный йиань обычно немного шире, а другие йиань, ближе к боковым стенам здания, уже. Крыша, опирающаяся на колонны, вибрирует сама по себе, так что ее поверхность изнутри образует свод.
Эффект этого в том, что энергии внутри здания не так быстро устремляются кверху. Коньки четырех углов крыши роскошно украшены фигурами зверей, которые считаются символами защиты от мешающих энергий. Здания всегда выровнены относительно главной оси, проходящей с севера на юг, так, главные входы указывают на юг, направление самой сильной энергии Ян. Также при сооружении храма, состоящего из многих зданий, производится такое выравнивание для всех главных корпусов. Самая важная святыня всегда размещается в центре комплекса, там, где собираются энергии всех четырех направлений и таким образом достигается максимум гармонии. Подобный строительный метод можно обнаружить также и в других странах Азии, например, в Индии или Непале. Особенно часто строились в сотрудничестве с мастерами фэншуй буддийские монастыри и священные сооружения в Тибете, Бутане и Непале. Очень явно просматриваются знания фэншуй в Гималайских монастырях.
Во всех этих сооружениях есть много общего: как правило, они все квадратные в горизонтальном плане, и таким образом энергии всех направлений влияют на здание равномерно, а зал для медитаций располагается в геометрическом центре монастыря. Настоятель занимает помещения над залом для медитаций в центре строения, там, где хорошие энергии со всех сторон и снизу способствуют тому, чтобы он мог бы мудрее руководить монастырем, и его решения положительно влияли на благо всех монахов или монахинь.
В кольце зданий, окружающих зал для медитаций, размещаются монашеские кельи и подсобные помещения. Задняя часть здания обычно на этаж выше, чем передняя, чтобы создать хорошую поддержку всему комплексу. Размещение в медитационном зале определяется так, что никто не сидит спиной к двери. Алтарь со статуями Будды обычно расположен на востоке, обращенный к свежей и плодотворной энергии элемента Дерево.
Лотар Байер