"Есть ли что-нибудь хорошее в смерти?" "Да, иньский фэн-шуй." Такой парадоксальный ответ можно было бы получить только от человека, чья профессия имеет самое прямое отношение к смерти- Мастера по иньскому фэн-шуй. От человека, который наверняка знает, что он делает и для чего он делает.
— Есть ли что-нибудь хорошее в смерти?
— Да, иньский фэн-шуй.
Такой парадоксальный ответ можно было бы получить только от человека, чья профессия имеет самое прямое отношение к смерти- Мастера по иньскому фэн-шуй. От человека, который наверняка знает, что он делает и для чего он делает.
Иньский фэн-шуй — тема в России модная. О ней много говорят, мало пишут и почти ничего не знают. Однако, в профессиональном сообществе консультантов и практиков по фэн-шуй, в умах людей не практикующих фэн-шуй, при этом уже формируется мнение, что человек, который учит или делает иньский фэн-шуй, обладает некими сверхспособностями и сверхзнаниями, следовательно, с обычным фэн-шуй для живых, справится легко. Он автоматически получает дополнительные бонусы своему профессионализму (уж поскольку имеет дело с загробным миром).
Отсюда, все, кто практикует в России фэн-шуй, и все, кто понимает, насколько результативны многие практики китайской метафизики (фэн-шуй, ци мень дунь цзя, ба цзы и т.д.), стремятся научиться иньскому фэн-шуй или его заказать для своих родственников.
Где же проходит грань между спекуляцией темы и реальными знаниями?
У меня есть хороша привычка получать ответы на трудные вопросы, задавая их носителю информации. Это почти единственная возможность уйти от ее искажения. Один из самых авторитетных и компетентных первоисточников уникальной информации и знаний для меня — Мастер Гуан Хай Хэм (Guan Khai, Ham), 72-й в цепочке хранителей знаний Хан Ву Сань Юань искусства Фэн-шуй под руководством Мастера Лау Кай Чи (Гонконг). Я обратилась к нему с просьбой дать комментарии к тем вопросам, которые меня интересовали.
Так появилось это первое в России интервью об иньском фэн-шуй, запись которого я привожу почти полностью.
Маргарита Шуменко: Мастер Хэм, я благодарю Вас за возможность провести нашу беседу. Я хотела бы написать о том, что такое иньский фэн-шуй. Хочется развеять некоторые мифы, снять напряжение в обществе по поводу «странных и ненужных» ритуалов (имеется ввиду, например, ритуал перезахоронения), узнать об интересных и, может быть, полезных для европейского общества, традициях.
Скажите, что такое иньский фэн-шуй? Как он возник и для чего нужен?
Мастер Хэм: инь фэн-шуй — это то, как вы хороните ваших предков в том направлении, которое соответствует фэн-шуй. С древних времен в Китае люди старались похоронить предков правильным образом. Потому что они верили, что если вы правильным образом похороните ваших предков, то ваши дети увидят это, и они также аккуратно похоронят и вас. И в результате, соответственно, дети этих детей увидят то, как это делают они со своими предками, и в общем результате вы получите такое благородное общество. Такое честное — от слова честь. Можно сказать, это некая культурологическая основа возникновения традиции захоронения предков.
Маргарита Шуменко: То есть хоронят не от страха быть плохо похороненным?
Мастер Хэм: Вы имеете ввиду — в плохой удаче?
Маргарита Шуменко: Нет, я имею ввиду страх, что предки могут не помогать или мстить. Или — как вариант — чувство возможной вины, за то, что похороны организованы неподобающе… Другими словами, в вашем обществе сын старается при захоронении своего отца соблюсти определенные правила и традиции похорон не потому, что боится быть плохо похороненными своими детьми?
Мастер Хэм: Нет, мотивация иная. Хоронят, приглашая для этого мастера по иньскому фэн-шуй, чтобы выразить уважение тем, кто уже ушел. И другой аспект: таким образом показывают пример детям, как надо хоронить свих предков, чтобы дети увидели это и так же отнеслись к тебе, а дети этих детей увидели это и также отнеслись к ним. Так воспроизводится и сохраняется традиция. И этой традиции более 2500 тысяч лет.
Маргарита Шуменко: Как вы думаете, вам за это время удалось сформировать это некое чистое, благородное общество?
Мастер Хэм: В некотором смысле — да. И косвенным подтверждением этому может быть то, что в Малайзии, к примеру, среди китайской диаспоры, годовой оборот услуг, связанных с покупкой места на кладбище и разного рода сервиса: похоронные услуги, работа мастера по инському фэн-шуй и т.д., превышает 2 миллиарда долларов.
Маргарита Шуменко: Это удивительная цифра, которая многое объясняет и ставит на свои места. Скажите, а каково в принципе отношение общества к смерти. Какое оно?
Мастер Хэм: Главным образом это форма уважения. И еще один способ для детей что-то сделать для своих родителей, отправляя их в последний путь.
Маргарита Шуменко: Я правильно понимаю, что речь идет о китайской диаспоре в Малайзии — и это даосы и буддисты. К смерти они относятся несколько иначе, чем христиане и мусульмане, более осмысленно и непринужденно?
Мастер Хэм: Да. В даосизме традиция похорон несколько иная, чем в буддизме, не такая спокойная. Там много ритуалов, молитв и захоронение происходит в могилах. Буддисты делают это проще. Они не привлекают людей, которые занимаются специальными молитвами и прочим… В прошлое уходит и традиция отдать тело одной из 5 стихий...
(Тело относят в пустынное место, где его съедают птицы. Считается, что тело через птиц может распространиться по всему миру и произойдет как бы его соединение с миром. Это часть веры. И это очень почетные похороны, которые называются «Небесные похороны»).
Настоящие буддисты скорее будут сжигать труп, чем хоронить.
Маргарита Шуменко: То есть кремация — основной вид захоронения? А как же относиться к известным рассказам о том, что в иньском фэн-шуй важно, чтобы энергия приходящего Дракона зашла в ухо похороненного и вышла через почку?
Мастер Хэм: Вы должны, слыша информацию от кого-то, понимать, откуда она к этому человеку пришла. Некоторые люди — хорошие практики, а некоторые — хорошие теоретики, и не понимают, откуда и что пришло. Некоторые даже не видели ни разу, каким образом располагается гроб в земле и саму процедуру похорон, но при этом говорят и рассказывают об иньском фэн-шуй.
Основной аспект, когда мы хороним тело с точки зрения иньского фэн-шуй — это сохранение и положение костей. Не тела целиком, а именно костей. И поэтому, когда мы хороним, мы смотрим, каким образом с горной стороны приходит чи и входит в кости.
То же самое касается и надгробия. Когда мы устанавливаем надгробие, мы ориентируемся на то, как дождевая вода стекает по надгробию, попадает в землю и в итоге приходит к костям.
У нас есть два типа ци: ци земли и ци неба. Ци земли приходит к телу с горной стороны. Ци неба — приходит вместе с дождем. Она идет по надгробию, проникает в землю и касается гроба и головы. Обычно встает такой любопытный вопрос: каким образом то, что происходит с костями вашего предка, касается вас?
Согласно тому, что современная наука говорит о ДНК (если развивать эти точки зрения), с точки зрения ДНК, получается, что ваш предок — это в некотором смысле продолжение вас, ваше расширение. И поскольку ваш предок находиться в конкретном месте относительно конкретной горы и получает определенную ци, другие люди не будут этому подвержены, потому что у них другое ДНК. А вы связаны с вашим предком посредством ДНК, он связан с вами генетически. В том случае, когда ваш предок получает хорошую ци, вы тоже от этого будет получать пользу. Получается, что люди, которые связаны одной линией родословной, будут подвержены этому воздействию.
Маргарита Шуменко: Это на уровне ДНК… здесь же еще работают энергоинформационные поля?
Мастер Хэм: С точки зрения терминологии проще все объяснить на уровне ДНК… В древности просто не было такой терминологии.
Маргарита Шуменко: Скажите, пожалуйста, кто вообще учит мастеров инському фэн-шуй, как получить квалификацию и по каким критериям оценивать практика иньского фэн-шуй?
Мастер Хэм: В нашем видении есть один критерий — вы должны похоронить вашего отца или вашего деда и только после этого вы можете практиковать иньский фэн-шуй…
Маргарита Шуменко: …тем более не преподавать?
Мастер Хэм: Преподавать? Вы должны найти того, кому вы доверяете, кто достаточно умен. Найти того, кто не будет делать ошибок. Найти того, кто не будет это делать только для живых, потому что часто поиск и определение хорошего места для захоронения — это только вопрос денег. Иногда у вас может быть достаточно много денег, но вы не можете найти хорошего места для захоронения своего предка.
Маргарита Шуменко: Кладбище «Нирвана» известно тем, что места заранее выкупаются и некоторые из них стоят миллион евро.
Мастер Хэм: Да. Но часто самые хорошие места бывают в деревнях, где люди об этом ничего нет знают. Давайте не будем говорить о том, как преподавать, лучше о том, как практиковать.
Первый вопрос и самый важный — если вы не сделали это в рамках и для своей семьи, вы не должны браться и делать иньский фэн-шуй для других семей.
Поэтому когда меня студенты спрашивают, когда я начну учить их иньскому фэн-шуй, я отвечаю, что это еще долго не случиться. И потому что каждый конкретный случай захоронения — очень специфический момент, который не имеет повторения.
Вот есть дом, а в нем квартиры. И в них многое похоже друг на друга. И на них более широко распространены правила фэн-шуй. А практикующий иньский фэн-шуй должен знать не только правила. Он должен знать исключения из правил, и должен знать те моменты, когда он может нарушить все правила. Когда я приезжаю в Россию и узнаю, что кто-то практикует здесь иньский фэн-шуй — я прихожу в ужас. В иньском фэн-шуй, если что-то сделано не правильно, плохое влияние будет чувствовать вся родственная линия семьи как минимум три поколения. Он будет действовать на самого мастера, который сделал иньский фэн-шуй и на его потомков. Это даже будет влиять на тех, кто еще не родился. Потому что иньский фэн-шуй — это связанная система. Когда мы смотрим на памятник, мы понимаем, будут ли у человека дети удачные или нет…
Маргарита Шуменко: И будут ли они в принципе?
Маргарита Шуменко: Да.
Мастер Хэм: Еще раз повторю — это связанная система.
Давайте себе представим, что памятник у человека стоит вот так, например (Мастер показывает как именно — МШ). По такому положению можно сказать, что у него будет бедный сын и бедные внуки. И потом дети достигают 20-летнего возраста и входят в период удачи. Это означает, что, даже если они пришли в хороший период удачи, но у их предков плохо стоит памятник, через 10 лет, когда у них закончится период удачи, у них все опять станет плохо. Они не могут сильно далеко уйти от общей судьбы семьи, она будет их как бы тянуть… Из-за неправильно поставленного надгробия отца дети могут болеть раком, получать частые переломы рук и ног (то, что называется на ровном месте) — так это влияет.
Маргарита Шуменко: Вне зависимости от того, какую религию человек исповедует?
Мастер Хэм: Вне зависимости, человек любой веры имеет ДНК.
Когда мы говорим об иньском фэн-шуй, мы понимаем, что это всегда огромная ответственность перед последствиями. Каждый раз, когда я получаю заказ на иньский фэн-шуй, я отнюдь не радуюсь, что у меня будет заработок, что это некое продолжение моего бизнеса. Я соглашаюсь на встречу, сажусь и начинаю внимательно разговаривать с живыми, чтобы понять, что можно сделать для мертвого и можно ли сделать вообще. Я делаю глубокий анализ ситуации.
Маргарита Шуменко: Вы можете отказаться сделать свою работу?
Мастер Хэм: Есть три условия, которые могут остановить меня от того, чтобы делать иньский фэн-шуй: первое — это если семья, которая ко мне обратилась, занимается незаконным бизнесом. Второе условие — если хотя бы одни член семьи не согласен сделать иньский фэн-шуй. И третье — если у человека плохая репутация.
Маргарита Шуменко: Поясните, пожалуйста, что это означает…
Мастер Хэм: В обществе всегда известно, какими делами занимается человек… Так что это очень большая ответственность. Я смотрю, кто и как ко мне обратился. Фэн-шуй — это не та тема, ради которой можно было бы о себя рекламировать и продвигать. На рынке фэн-шуй услуг во всем мире есть очень большая конкуренция и многие люди за счет иньского фэн-шуй пытаются поднять свой рейтинг специалиста в глазах клиента.
Маргарита Шуменко: Я попросила Вас об этом интервью в том числе и потому что у меня были подозрения, что есть некие ограничения в практике иньского фэн-шуй, но у нас пробуют его и преподавать.
Мастер Хэм: Я сомневаюсь, что такое преподавание будет иметь какой бы то ни было успех и результат, потому что сомневаюсь в качестве полученных знаний. Мастеров, которые обучают иньскому фэн-шуй не так много, они все известны и известны все их ученики. Иньский фэн-шуй — это совсем не то знание, которое может быть получено в классе. Тот, кто тебя учит, должен взять и отвести своего ученика в реальные горы, показать несколько примеров, как формируются поток приходящей ци, показать конкретное течение энергии на конкретных примерах.
Маргарита Шуменко: Какие существуют правила для захоронения?
Мастер Хэм: Есть различные варианты, как можно похоронить мертвых. В зависимости от ландшафта, формы земли и ее состава, можно применить до 40 вариантов. К примеру, если гора очень крутая, или, наоборот, она очень пологая, существует разница в том, как вы будете хоронить. Вам надо принять решение, куда вы хотите, чтобы входила чи: в голову, в ноги или может быть в туловище. Существует большая разница. Далее, вам надо принять решение, куда вы будете размещать надгробный памятник — в район головы, в район ног или туловища.
Еще вам надо посмотреть, каким образом будет течь внешняя вода относительно надгробия. Нарушает ли этот поток воды направление надгробного памятника. Вам надо решить, в зависимости от того, женщина или мужчина похоронен, подходит ли само место для захоронения.
Мы смотрим на состав почвы, количество червей и принимаем решение, на какой глубине делать захоронение… на какой срок хоронить, потому что есть места, в которые ты можешь положить тело только на 12 лет.
Маргарита Шуменко: Почему именно на 12?
Мастер Хэм: Этот срок связан с 12-летним циклом животных (Крыса, Бык, Тигр и т.д. ), соответственно, таким образом обновляется удача. Через 12 лет необходимо провести ритуал перезахоронения. Тело вынимают из могилы, промывают специальным раствором кости и заново их кладут, но уже в другое положение.
И есть еще много иных факторов, которые надо учитывать…
Маргарита Шуменко: Выходит, что не достаточно изменить градус надгробного камня, чтобы жизнь потомков резко изменилась?
Мастер Хэм: Не обязательно, как вы теперь понимаете. Иногда надо достать кости, вымыть в спирте, просушить и перезахоронить.
Маргарита Шуменко: В России это называется эксгумация и на нее требуются особые разрешения (а еще есть выражение «перемывать кости», интересно, это как-то связано?).
Мастер Хэм: Да, я понимаю, в нашем обществе тоже требуется разрешение — но всех родственников. Они принимают все вместе решение и присутствуют при всех ритуалах.
Так что не так все просто. Не бывает так, что просто нашли место, положили мертвого в землю и накрыли его камнем. Именно поэтому недостаточные знания преступны.
Маргарита Шуменко: Вы говорили, что, если мастер иньского фэн-шуй делает ошибку, то последствия получает в том числе и он сам.Если же он сделал хороший иньский фэн-шуй, что это для него самого, это как-то это зачитается мастеру?
Мастер Хэм: Да, поэтому с давних времен сбоку на надгробном камне принято ставить гравюру с подписью, печать с именем мастера, который сделал иньский фэн-шуй. Это его ответственность. И имя того, кто взял на себя такую огромную ответственность, должно быть известно в обществе. Сделать хороший иньский фэн-шуй — это все равно, что сделать доброе дело. Существует такое мнение, что если вы делали добрые дела, были добродетельным человеком, то ваши дети очень легко найдут хорошее место для вашего захоронения, чтобы сразу вас похоронить.
Маргарита Шуменко: Как Вы думаете, есть ли жизнь после смерти?
Мастер Хэм: У каждого человека существует три части одной души. Пока они все вместе, человек жив. После смерти одна душа всегда будет следовать за черепом. Она остается с ним до тех пор, пока он сохраняется (иногда по ночам на кладбищах люди могут видеть нечто, похожее на светящийся полупрозрачный силуэт — МШ). Поэтому каждый раз, когда вы идете на кладбище и памятуете об умершем, вы таким образом увеличиваете продолжительность жизни той души, которая остается возле черепа.
Вторая — отправится в то, что христиане называют рай или ад, потом в перерождение — в реинкарнацию. Она сохраняет память о прошлой жизни. Если она не захотела идти в перерождение — она становится тем, что мы называем духами. Их хорошо видят дети и это то, что взрослые могут называть привидениями.
Третья — выберет любимое место, где ей нравилось отдыхать при жизни и отправится туда, она отправляется путешествовать. При жизни она путешествует во снах.
Для обычного человека три души разделятся и пойдут в трех разных направлениях, все зависит от уровня духовного развития личности.
Маргарита Шуменко: Когда мы обучаемся трансперсональным практикам, например, рейки, в буддизме — это пхова, какая часть уходит?
Мастер Хэм: В этих практиках мы сохраняем связь с той, которая остается возле черепа. Все три части одной души отвечают за разные опыты человека. Когда человек умирает, его души некоторое время не знают, что он умер, и они продолжают жить той жизнью, к которой привыкли и продолжают делать то, что делает живой человек.
Маргарита Шуменко: Как это видно? Какие внешние события могут говорить о том, что одна из душ не ушла?
Мастер Хэм: Часто после несчастных случаев человек как будто меняется, становится как бы не в себе. Некоторые из таких людей приобретают необыкновенные способности — творческие, например, или знание нескольких языков. Это происходит потому, что одна из душ могла уйти или получила мгновенный больший опыт.
Маргарита Шуменко: Одна из трех?
Мастер Хэм: Одна из трех или две из трех. Одна всегда остается в теле, чтобы сохранить то, что называется серебряной нитью, она остается между нами в путешествии и сохраняет связь с телом.
Если в опыт отправляются все три души одновременно, человек умирает. Но обычно все три души остаются в теле. И всегда, когда вы тело кремируете, они умирают одновременно.
Маргарита Шуменко: То есть это надежный способ попрощаться со своим предком? Некая страховка.
Мастер Хэм: Да.
Маргарита Шуменко: При кремации ни череп, ни кости не сохраняются. Логика говорит, что разрушается и связь с предками…
Мастер Хэм: Так как все сожжено и есть только пепел, все равно остается 30 % .
Маргарита Шуменко: Какая из душ приходит к нам во снах виде умерших родственников?
Мастер Хэм: Та, которая возле черепа. Иногда остается та, которая должна была бы уйти в реинкарнацию. И тогда она начинает заботиться о потомках.
Потомки, в свою очередь, должны кормить духов. В определенный день собираются все родственники ушедшего, перед его портретом ставят цветы, еду и питье: фрукты, рис и маленькую рюмочку водки. Зажигают благовония. Произносятся молитвы, в которых предков призывают помочь и поддержать живых. Детей и людей, не связанных с духом кровно, в комнату не пускают.
Действие выглядит очень торжественно и не трагично. Эти части поминовения родственников схожи во всех религиях.
Маргарита Шуменко: Как выглядят души? Первая, вторая, третья?
Мастер Хэм: Как пульсирующий свет. Цвет его зависит от религии, которой вы принадлежите. У даосов — он белый, у буддистов — желтый, у христиан — голубоватый. Цвет зависти от конфессии человека.
До 9 дня после смерти они часто видны, как уплотненная субстанция человека. В зависимости от их внутренней силы, плотность этого «человека» разная. Бывает, что плотность сохраняется дольше из-за привязанности, например, матери к ребенку. Мать умерла, но ее чувства, концентрация их, не позволяет ей уходить от ребенка. Концентрация мысли и определяет плотность свечения. Когда мы сильно привязаны, мы не можем уходить.
Маргарита Шуменко: Может ли душа переродится внутри семьи?
Мастер Хэм: Да, бывает и такое, что души перерождаются внутри семьи. Во время беременности женщины кто-то в семье умирает и тогда есть очень большой шанс, что душа этого умершего как бы поменяется местами с уже зародившейся. Происходит как бы замещение…
Маргарита Шуменко: Но ведь в ба цзы мы даем информацию за 10 месяцев до рождения человека?
Мастер Хэм: Ба цзы зависит от могилы предка… может быть по-разному.
Маргарита Шуменко: Вопрос для христианской аудитории: правила этой конфессии долгое время предписывали самоубийц хоронить за пределами кладбища, эта традиция в некоторых местах до сих пор соблюдается. Есть ли у вас такие ограничения?
Мастер Хэм: Нет, иерархии на кладбищах не существует, для нас нет разницы. Это выбор человека. Надо только понимать, что при таком выборе неразрешенными остаются задачи, которые усугубляют его дальнейшие перерождения. Человек в следующей жизни будет иметь достаточно трудную жизнь, так как понесет груз и предыдущей , и последующей. Особенно трудной будет внутренняя жизнь человека.
Маргарита Шуменко: Может ли человек переродиться в животное и наоборот?
Мастер Хэм: Да, но скорее так — человек в животное. Животному трудно уже стать человеком…
Маргарита Шуменко: И последний вопрос: есть ли будущее у иньского фэн-шуй в России?
Мастер Хэм: Да, конечно, если речь пойдет о принципиально иной организации кладбища, по другому принципу и в других местах.
Делать иньский фэн-шуй на территории ныне существующих — невозможно.
Маргарита Шуменко: Мастер Хэм, это интервью — предупреждение о возможной спекуляции конъюнктурной темы. Мы сейчас с вами пытаемся немножко опередить некоторые события. Чуть-чуть. То, что не было сделано в России с фэн-шуй, который в общей своей массе превратился в быстрые рецепты, где поставить лягушку и уточек-мандаринок. Из-за массового непрофессионализма консультирующих, он зачастую становится формой психологической помощи и катастрофически продолжает терять свою значимость.
Два года назад общество познакомилось с ци мень дунь цзя, но эта система уже сейчас балансирует между тем, чтобы остаться в статусе серьезной практики или быть пущенной по рукам, обесцениться, превратится в примитивное руководство к действию.
Иньский фэн-шуй — крайне привлекателен в силу своей загадочности. Для консультантов — в связи с возможным повышением профессионального статуса и элементарного желания заработать. Для людей, которые хотят сделать его для своих родственников — в связи с определенными надеждами на изменение своей жизни.
Иньский фэн-шуй — одна из последних немногих оставшихся тем китайской метафизики, которая в нашем обществе еще не получила широкого распространения. Но это вопрос времени. Надеюсь, что Ваш рассказ о жизни после смерти поможет более внимательно отнестись и к своей жизни, и к жизни рядом живущих. И я надеюсь, что мы продолжим обсуждение этой деликатной темы…