Возможно, один из первых контактов западных людей с фэншуй произошел в конце 16 века, когда христианские миссионеры приехали в Китай, чтобы, как они это делали во многих других странах, обратить китайцев в христианство. Как это часто бывало, именно миссионеры стали первыми исследователями неизвестного до тех пор явления «туземной» культуры.
В начале 17 в., им удалось обратить в христианство одного из генералов императора, Ли Ен Ши, практиковавшего до того фэн-шуй. Поскольку священники высказались крайне негативно по поводу его занятий, Ли Ен Ши сжег всю свою обширную библиотеку классики фэн-шуй, тем самым, уничтожив сокровища древних знаний.
Знакомство западного мира с фэншуй
В 19-м веке христианские миссионеры продолжили свои усилия по распространению «единственно правильной веры». Столкнувшись с китайскими принципами строительства домов и могил, они попытались найти определение этого явления. Поскольку в китайско-английских словарях того времени такого понятия как «фэншуй» не было, они нашли и применили не самый подходящий, но уже существовавший термин «геомантия» в применении к фэн-шуй. Хотя самим термином «геомантия» называлась система гаданий в арабских странах.
В 1897 году миссионер Эйтель написал первую книгу на английском языке, в которой много внимания было уделено фэншуй, названному китайской геомантией.
Научный интерес к
фэншуй явно проявился в 1946 году. С этого времени и до 1986 появилось несколько книг на тему геомантии и фэншуй, в основном, теоретического и описательного характера.
1946 книга Хао Вэй Пана
1962 книга Дж. Недэма: «Наука и цивилизация Китая» (Josef Needham, «Science and Civilisation of China»).
1973 переиздание книги Эйтель
В 1976-м англичанин Стефан Скиннер написал первую книгу о практическом
фэншуй на английском языке: «Руководство по фэншуй живой земли» (Living Earth Manual of Feng Shui, Arkana, London).
1986 год ознаменовался выходом первой книги Дерека Уолтерса, англичанина, прожившего более 20 лет в Гонконге: «Китайская геомантия» (Derek Walters Chinese geomancy).
В конце 70-х Стефана Скиннера пригласили в Австрию для чтения лекций о фэншуй. Можно сказать, что с этого времени началось увлечение
фэншуй в Европе. Его книга переведена и издана на немецком языке.
«New Age feng shui». 1986–1992. На рынок фэншуй вышел Томас Линь Юнь со своей «Школой черных шапок». Он упростил фэншуй «для простых американцев», превратив его в «популярный фэншуй». Его заслуга в том, что он пробудил большой интерес к фэншуй в США, а затем и в Великобритании.
Следующим важным этапом в становлении фэншуй на Западе, явилась серия книг по фэншуй известного автора Лиллиан Ту (Lillian Too). В 1992 году она первая сделала доступными широкой публике формулы «Восьми Дворцов» (Ба-чжай), преподав их в довольно популярной форме. В 1996 году вышел ее «Иллюстрированный путеводитель по фэншуй» («Illustrated Feng Shui Guide»), в котором подробно описывался метод «Восьми жизненных устремлений», не относящийся к традиционному фэншуй, однако ставший довольно популярным на Западе из-за своей простоты, наглядности и эффектной подачи материала. Позже этот метод нашел широкое освещение во многих книгах по «популярному фэншуй», появившихся на рынке.
В 1997 году Стефан Скиннер издал вторую книгу «Фэншуй для современной жизни», («Feng Shui for modern living»), быстро ставшую бестселлером. Поскольку книга разошлась очень быстро, и пользовалась огромным успехом, Скиннер решил начать издавать журнал с тем же названием. Издатель сначала не собирался печатать больше 5000 экземпляров, сомневаясь, что удастся их распространить. Но после мгновенной продажи первого тиража, было решено допечатать тираж еще раз, потом еще…. Так, первый номер журнала разошелся общим тиражом в 120 тысяч. Журнал существует до настоящего времени и выходит на английском языке. С самого начала в журнале печатаются как материалы о классическом, традиционном фэншуй, так и статьи на темы поп-фэншуй.
Первая книга о традиционном классическом фэншуй появилась в 1996 году. Это была книга Евы Вонг, китайского Мастера из США.