Консультанты Курсы




Прохорова Татьяна

Главная » Консультации » Россия » Москва » Прохорова Татьяна » Блог » Архитектура и судьба поколения
  • 12 апреля 13:12

    Архитектура и судьба поколения

    0 комментариев | Добавить свой

     

    Прошлой осенью прогуливаясь с мужем по выставке знаменитого архитектора, родоначальника модернизма Ле Корбюзье, я снова увидела проект, который в юности вызывал во мне душевный трепет (Корбюзье был одним из моих кумиров в студенческие годы). Это проект виллы Савой — одного из замечательных памятников архитектуры прошлого века.
     
    Совершенно невероятная, новаторская для того времени архитектура: белое здание как будто парит над зеленой лужайкой на тонких опорах. Ощущение легкости дают удивительно гармоничные пропорции, элегантные в своей простоте линии. Не верится, что вилла была построена в 29-30 гг. XX века. Тогда еще так не строили!
     

     
     
    Данный проект стал выражением концепции новой архитектуры, сформулированной Ле Корбюзье в «Пяти отправных точках архитектуры» - манифесте опубликованном в 20-е года в журнале «L`Esprit Nouveau».

    Вот эти «пять точек»:
     
    • Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах. Под жилыми помещениями освобождается место для сада и стоянки автомобиля.
    • Плоские крыши-террасы.

    • Свободная планировка, которая обеспечивается несущими опорами, тогда как стены освобождаются от нагрузки, и внутреннее пространство может быть свободным.
    • Ленточные окна. Широкая горизонтальная зона остекления.

    • Свободный фасад, который освобожден от роли несущей стены.

    Манифест Корбюзье стал отправным пунктом в творчестве многих молодых архитекторов того времени. А «пять точек» более чем на пол столетия определили главные тенденции в архитектуре.
     
    Разглядывая фотографии, чертежи и макеты виллы Савой уже глазами практика фэншуй, я вдруг осознала, насколько ужасен фэншуй в этом здании. И впервые задумалась о судьбе людей, в нем живших...
     
    На выставке были устновлены мониторы, где демонстрировались видео ролики тех далеких лет: солнечный день, веселые молодые люди взбегают по пандусам виллы на крышу и делают гимнастику. Красивая улыбающаяся женщина выносит кресло на открытую террасу. Образ богатой, беззаботной жизни. Но глядя на дом с точки зрения фэншуй, с трудом верится, что в жизни этих людей все было так здорово.
     
    В проекте нарушен один из основных принципов фэншуй — принцип четырех золотых точек, четырех углов, которыми здание должно твердо опираться на землю. Крайне неблагоприятными считаются помещения, висящие над землей, или под которыми расположен гараж. Главное правило фэншуй для дома — последний должен быть устойчив. Не выполнение этого правила ведет к тяжелым болезням, несчастным случаям, смерти, разорению. Это образ земли, уходящей из-под ног.
     
    Кроме того, в проекте нарушены многие другие важные правила фэншуй. Причем настолько, что этот проект можно считать идеальным образчиком того, как не надо строить дома по фэншуй. (Подробно все нюансы и нарушенные здесь правила фэншуй мы разбираем в курсе-тренинге «Основы Классического Фэн-Шуй»).
     
    Не поверив красивым видео, я стала искать информацию о владельцах виллы и их судьбе. В результате долгих поисков удалось собрать минимум сведений, но и этого достаточно, чтобы уяснить суть.
     
    Итак, вилла была спроектирована Ле Корбюзье в 29-30 гг. ХХ в. для французского промышленника (по другим сведениям владельца страховой компании) Пьера Савой и его жены Евгении. Савой не ограничивал архитектора в средствах, что говорит о том, что сам не был в них на тот момент стеснен.
     
    Супруги Савой прожили в этом доме с 1931 г. по 1940 г.
    Неприятности начались с того, что крыша стала протекать, поскольку система водоотводов была не до конца продумана архитектором. Владельцы подали на Корбюзье в суд. Но это были мелочи.
     
    В 1929 г. разразился жесточайший экономический кризис в истории капитализма, начавшийся в США биржевым крахом, и быстро охвативший все капиталистические страны, в том числе и Францию. Промышленное производство во всем мире в среднем уменьшилось на 44%, что конечно же, сказалось и на благополучии семьи Савой.
     
    В 1940 г. вилла Савой была оккупирована немецкими войсками, а затем союзниками. Покидая виллу, немцы залили цемент в канализационные трубы. А союзники развлекались тем, что стреляли по окнам и стенам виллы. В результате, к концу войны здание было полуразрушено.
     
    Что стало с Пьером Савой, мне не удалось выяснить. Попалась лишь короткая фраза о том, что «после войны овдовевшая и разорившаяся мадам Савой жила на ферме неподалеку от виллы, выращивая картошку на лужайке, а саму виллу используя в качестве сарая».
     
    В последствии вилла Савой была восстановлена и признана памятником архитектуры. Сейчас там музей.
     
    Судьба виллы и ее владельцев оказалась трагической. И эту судьбу можно прочитать и предположить, просто глядя на проект.
    Можно долго рассуждать, что первично: судьба ли владельцев нашла отражение в архитектуре дома или архитектура дома так повлияла на судьбу людей. По большому счету, эти рассуждения не имеют смысла в свете концепции «трех судеб».
     
    Из китайской метафизики известно, что судьба индивидуальная, судьба отдельно взятого человека делится на три составляющих: небесную удачу (то, что дается от рождения и неизменно), удачу человеческую (поступки и решения данного человека) и земную удачу (земные условия жизни, в том числе фэншуй).
     
    Эти три составляющих Tian ( Небо), Di (Земля) и Ren (Человек), как правило, синхронны друг другу. То есть дополняют одна другую, имеют одинаковые тенденции.
     
    Если небесная удача (бацзы) благоприятна, то и ведем мы себя соответственно: замечаем и используем возможности, делаем правильные поступки в правильное время. А также интуитивно выбираем жилье с хорошим фэншуй. Если нет — то все наоборот.
    Выбирая жилье с хорошим фэншуй, мы стараемся рассеять негативные тенденции в судьбе человека, которые стремятся сойтись к одному. Возможно, если бы владельцы виллы строили ее с учетом правил фэншуй, их судьба не была бы настолько трагической.
     
    Но мне хотелось бы обратить внимание на другую сторону вопроса. А именно на судьбу поколения в целом, и на то, какое выражение она нашла в архитектуре того времени.
     
    «Пять отправных точек» Ле Корбюзье надолго задали тон всей архитектуре ХХ века. И в этой новой архитекутре читается судьба людей того неспокойного времени. Здания, приподнятые над землей, не имеющие опоры для 4 золотых точек фэншуй, говорят об отсутстви стабильности. Глубочайший финансовый кризис, Мировая война. Земля уходила из-под ног людей целого поколения, а жизнь часто висела на волоске.
     
    Прослеживается синхронность между тенденциями в архитектуре и судьбами поколения, которое в этой архитектурной среде существует. Так сталинские дома в своей архитектуре несут элементы страха и подавления, свойственные эпохе сталинизма. А современные здания, чаще всего имеющие одновременно несколько фасадов при отсутствии того, что принято считать тылом в фэншуй, рассказывают о стирании границы между частной и публичной сферами. Когда в условиях масс медиа и социальных сетей не известно что больше декларируется, выставляется на показ — карьера или подробности личной жизни.
     
    Фэншуй можно назвать астрологией ландшафта. Астрологией архитектуры. И по жилищу можно читать прошлое и будущее людей, в нем живущих. А также судьбы целых поколений. Если вам интересна эта тема, приходите на курс-тренинг «Основы Классического Фэн-Шуй» в мае!
     

    Татьяна Прохорова.
     
     
     
    P. S.  Недавно получила отклик на данную статью: 
     
    "Татьяна, видимо, забыла добавить, что остальные дома Франции, не так сильно нарушавшие фен-шуй, немцы обошли стороной и их хозяев война не затронула...  Если бы в статье имелись сравнительные параллели архитектур по фен-шую и с нарушениями фен-шуя и с описанием судеб их хозяев (по несколько примеров, для наглядности) – тогда это было бы честно (и это действительно можно было бы назвать наблюдением), а пока что это выглядит предвзято."
     
    Отвечаю:

    На 1939 г. население Франции составляло 41 300 000 чел. Человеческие потери (убитыми) Франции во Второй мировой войне: 253 000 солдат и 412 000 мирного населения. Таким образом, в войну погибло 1,6% французов. Примерно каждый 62-ой француз: ссылка на источник

    Теперь скажите, какая доля вероятности была угадать, что владелец данного дома оказался именно этим 62-ым погибшим французом? Все те же 1,6 шанса из 100.

    Материальные потери Франции во Второй мировой составили 1,5% всего национального богатства страны (по данным все той же Википедии). Для сравнения материальные потери СССР оцениваются в 30%, а в оккупированных районах 75%.

    Вероятность угадать, что собственность Савоев была разрушена всего 1,5%.

    Но я и не угадывала.
    Просто глядя на проект дома Савоев с точки зрения элементарных принципов фэншуй, я поняла, что и данная собственность, и ее владельцы попали в 1,5% материальных потерь и 1,6% человеческих потерь страны.

     
     
E-Mail *
*
*
 
Международный Форум Фэн Шуй © 2007. Все права защищены.