«Время определяется небесами, Место – землей, гармония – людьми»
Китайская пословица
В основе китайской натурфилософии лежит представление о жизни как о бесконечной цепи перемен, с постоянным движением взаимодействующих двух начал – активной «мужской» силой Ян и пассивной «женской» силой Инь. Изначально считалось также Небо (Ян) и Земля-Мать (Инь). В древнейшей китайской «Книге Перемен» ( «И Цзин» ) говориться: « У Инь и Ян общие свойства, но у мягкого и твердого есть своеобразие. В этом – творческая сущность Неба и Земли». Они одновременно и едины, и противоположны. Яркий пример слияния Неба и Земли – вешний грозовой ливень. Образ слияния Неба и Земли – очень емкий, многогранный. Он также является воплощением двойственности Духа и Плоти, Скрытого и Явного. В трактате «Су-вэнь», или «Вопросы о простейшем» говорится, что трансформации субстанций Инь и Ян протекают в десяти тысячах сущностей; и представляют собой путь –дао неба и земли, законы и правила десяти тысяч сущностей.
Ян превращает, Инь соединяет – рождается вода, огонь, дерево, металл и земля. Пять стихий распространяются – четыре времени года свершают свой ход. «Дао порождает Одно, Одно порождает Два, Два порождает Три, Три порождает всю тьму вещей», - сказал в глубокой древности Лао-цзы.
Чередование этих стихий - Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды – определяют все явления мира видимого и незримого. Такая последовательность первоэлементов основана на теории их «взаимного порождения». Эти стихии также определяют склонности и характер человека, его благоприятные и неблагоприятные периоды в жизни, определяемые по дате рождения. Определяющей становится стихия – соответствующая небесному стволу дня рождения человека.
Одни стихии благоприятны для человека и приносят ему удачу, а другие – становятся источником неудач, страданий и болезней. Для каждой стихии существуют другие стихии, усиливающие или ослабляющие ее. Пять стихий находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Каждая стихия порождает, дает силы другой, которая в свою очередь. Порождает и питает третью. Так получается замкнутый круг, в котором каждый элемент дает силы следующему. Существуют также для каждой стихии, усиливающие и ослабляющие ее стихии. При этом каждый элемент в некоторой степени сам усиливает себя.
Медицина и фэн-шуй как различные ветви опираются на общую концепцию мироздания китайской метафизики. Но фэн-шуй изучает влияние внешней, окружающей ци на человека. А медицина изучает влияния и взаимодействия между внешней и внутренней ци. Проявления взаимодействий пяти стихий, ци и субстанций Инь и Ян на примере человеческого тела, в виде появления симптомов и различных недомоганий, более ярко ощущаются. Это может служить возможностью проведения параллелей их влияния и проявления в человеческом теле и в окружающем пространстве. Поскольку проявление этих закономерностей в окружающем пространстве человек может не соотносить именно с этим пространством. А часто так и бывает. Многие считают, что влияния фэн-шуй трудно ощутить, «увидеть» и т.д. Проявление этих же законов мироздания на примере человеческого тела может служить веским аргументом в пользу доказательства влияния фэн-шуй на человека. Так как эти же закономерности действуют и во внешнем окружении, и при наличии дисгармонии приводят к неблагоприятным проявлениям в разных аспектах жизни человека.
Рассмотрим в докладе эти взаимодействия на примере человеческого организма (рис.).
Каждый первоэлемент (стихия) проявляется в теле человека в виде циркуляции энергии – ци – по соответствующим каналам. Каждый канал связам с определенным органом.
В «Су-вэне» говорится: «При описании человека через субстанции Инь и Ян, внешнее соответствует субстанции Ян, а внутреннее соответствует субстанции Инь. При описании организма через субстанции Инь и Ян – спина соответствует субстанции Ян, а живот соответствует субстанции Инь. При описании внутренних органов цзан –фу человеческого организма в категориях Инь и Ян, органы –цзан соответствуют субстанции Инь, а органы- фу соответствуют субстанции Ян. То есть пять органов –цзан: печень, сердце, селезенка, легкие, почки соответствуют субстанции Инь; шесть органов-фу: желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь и три обогревателя соответствует субстанции Ян». Деление на субстанции Инь и Ян в человеческом организме можно продолжать и детализировать до бесконечности.
В докладе рассматриваются проявление Инь и Ян во внешнем пространстве и человеческом организме, а так же взаимодействия элементов (стихий) и проявление других основополагающих концепций китайской метафизики на примерах и сопоставлениях их проявлений в человеческом организме и фэн-шуй. Приводятся основные симптомы дисгармоничных состояний человеческого организма и рекомендации по их устранению.