Говард Чой – практикующий австралийский фэн-шуй архитектор и преподаватель фэн-шуй с более чем 40-летним стажем.
Говард родился в Китае и в раннем возрасте переехал в Австралию, сейчас живет и работает в Берлине. Несмотря на то, что Говард воспитывался в другой стране, он сумел сохранить свой язык и культуру, изучая и практикуя фэн-шуй, тайцзи и цигун. Выделиться Говарду позволило профессиональное знание фэн-шуй и архитектуры и их совместное применение.
В конце 1970-х гг. он изучал фэн-шуй под личным руководством Мастера Рэн Чжилинь (Ren Zhilin) в Гонконге, а далее с профессором Ван Юйдэ (Центральный Педагогический Университет Китая, г. Ухань) и с профессором Чэн Цзянъюнь (Хуанамский Технологический Университет, Гуанчжоу).
С 1992 года сотрудничал с различными ВУЗами в Китае, Гонконге и Германии в области исследования фэн-шуй. Выступает на различных международных конференциях по фэн-шуй. Говард написал несколько книг по фэн-шуй, публикуется в журналах Японии, Германии, Швейцарии, Великобритании.
Говард регулярно проводит обучающие семинары по фэн-шуй в Австралии, Великобритании, России, Финляндии, Швейцарии, Германии, Польше. Также Говард практикует и преподает два традиционных стиля тайцзи цюань (Ян и Чэнь).
В списке его клиентов в Австралии такие компании как журнал Murdoch Magazines, Speedo Australia, казино-гостиница The Star Hotel and Casino, китайский квартал в Сиднее, администрация Дарлинг-Харбор (Darling Harbor), а также городская территория Сидней.
Запись и перевод - Ирина Симакова
Будучи фэн-шуй архитектором я не приступаю к проектированию до тех пор, пока у меня нет целостного понимания Ци всего проекта (методология «Сан Кай» или концепция «Небо-Земля-Человек»).
Поскольку Земная Ци имеет физическую форму и является осязаемой, видимой, я начинаю анализ окружающей среды со школы форм, но прежде чем приступить к этому, я должен понять Человеческую Ци – то есть потребности, страхи и ожидания моих клиентов. Я использую такой подход именно потому, что только Человеческая Ци может связать Небесную Ци и Земную Ци, иными словами связать то, что видимо и имеет проявленную форму (уровень Земли) с тем, что скрыто и бесформенно (уровень Неба). Только после того, как у я составил представление о Человеческой и Земной Ци, я перехожу к методам школы компаса фэн-шуй, чтобы проанализировать нематериальное влияние пространства и времени. Выбор той или иной школы компаса зависит от конкретной ситуации и обстоятельств.
Например, если проект находится в густо населенном городе, где вариант физических изменений ограничен, я бы использовал технику Летящих Звёзд, так как эта система является более гибкой и динамичной, и подходит для городских условий. Если проект находится в сельской местности, где больше простора для маневра и вариантов корректировки земельного участка, посадки дома и ориентации по сторонам света, то я бы использовать школу Сань Хэ, а если рядом есть водные объекты, то я бы уже использовал водные методы, например, так называемый водный метод Раннего и Позднего Неба. Если проект больше связан с дизайном интерьера и расстановкой мебели, то я бы выбрал школу Бачжай (или школу Восьми Домов). Иногда я также использую методы школы Сюан Кун Да Гуа, если клиент предпочитает более точные и теоретические измерения, а также использую этот метод для выбора дат.
Поскольку большинство моих клиентов живут в городах и, как правило, в конце каждого проекта мне приходится предлагать некоторые планировочные решения, то я использую в основном методы Летящих Звёзд и Бачжай. Но вне зависимости от того, какой метод школы компаса я использую, я всегда начинаю с изучения Человеческой Ци и затем перехожу к Земной Ци, прежде чем делать какие-либо расчеты по методу школы компаса.
Мы разработали методологию «Сан Кай» для анализа фэн-шуй и проектирования, чтобы обеспечить целостность процесса анализа фэн-шуй, в котором используются как школа форм, так и школа компаса, удовлетворяя потребности наших клиентов в полном объеме.
Когда город или поселение проектируются с учетом фэн-шуй, то преимуществ множество, потому что с одной стороны у нас есть очень четкий набор принципов фэн-шуй, основывающихся на балансе и гармонии, а с другой стороны - мы следуем естественному потоку энергий места, работая с изначальным характером местности, так что каждый проект уникален и является выражением его истинной сущности. Таким образом город или поселение с хорошим фэн-шуй оживает и является вибрирующим, резонирующим местом для проживания.
Если вы хотите знать, в чем заключается главное преимущество, то я бы ответил, что это оптимальное использование имеющихся ресурсов, когда мы используем то, что благоприятно или желательно и избегаем того, что вредно или нежелательно. Поэтому с течением времени город или поселение будет расти и процветать.
Посмотрите на все большие города и деревни Китая и в других странах мира - они существуют уже сотни и сотни лет, они выжили и продолжают развиваться, потому что у них хороший фэн-шуй, в противном случае они бы давно исчезли. Но место может стать неблагоприятным или исчезнуть, если мы не будем своевременно корректировать его фэн-шуй в соответствии с изменениями пространства и времени.
То, что я хочу передать с понятием «архитектуры обстоятельств» - это даосская идея «У Вэй» (wuwei), что буквально означает «недействие», «без (несоответствующего) усилия» и «без контроля». То есть поступать сообразно течению или обстоятельствам вместо того, чтобы идти против течения и бороться с ним во имя некой предвзятой идеи о том, как здание должно выглядеть в соответствии с каким-то предвзятым «-измом» или теорией дизайна.
Следующим шагом в архитектурной революции, который мы (моя жена Гида и я) можем предвидеть, не только включает в себя фэн-шуй, но и основан на фэн-шуй. Как найти баланс между взаимосвязанными противоположностями ситуации или обстоятельств, чтобы мы могли сделать проект без чрезмерных и неоправданных усилий для достижения желаемой архитектурной формы.
В эстетике фэн-шуй мы стараемся избегать крайностей, несбалансированных и искусственных вещей. Мы предпочитаем то, что сбалансировано и соответствуют данным обстоятельствам самым естественным образом. Китайцы используют термин «Цзыран» (ziran), чтобы передать идею о том, что здание должно быть таким, каким оно является, а не притворяться им.
Поэтому для нас архитектура обстоятельств является тем же самым, что и архитектура фэн-шуй, которая следует принципам «Ву Вэй», «Цзыран» и гармоничности, которая не притворна, естественна и сбалансированна.
Вы можете подумать, что это скучная архитектура, но на самом деле этого очень сложно добиться - быть простым, но не упрощенным, и быть элегантным, но не минималистичным. Трудно найти тонкий баланс между модернистским изречением Мис ван дер Роэ (MiesvanderRohe) «Меньше значит больше» и постмодернистским выражением Роберта Вентури (RobertVenturi) «Чем меньше, тем скучнее». Но это то, о чем говорит фэн-шуй архитектура или архитектура обстоятельств - «между крайностями».
Используя музыкальную метафору, можно сказать, что мы больше заинтересованы в беззвучии между нотами, нежели в звуке самих нот, и в этом также заключается основное различие между китайской и европейской музыкой.
Это можно сравнить с тем, что дом без баланса Инь и Ян это всего лишь помещение с коммунальными удобствами, но это не дом. Термин «фэн-шуй» (дословный перевод – «ветер и вода») уже подразумевает баланс между активным началом (ветер) и пассивным (вода), между развеянным (ветер) и локализованным (вода), иллюзорным (ветер) и существенным (вода) и т.д.
Баланс Инь и Ян очень важен для дома, но большинство людей не понимают, что баланс Инь и Ян не является статичным и редко представляет собой пропорцию 50/50. Как мы видим на схеме Тайцзи - в Инь всегда есть семя Ян, а в Ян всегда есть семя Инь (две маленькие точки).
Так как мы все время меняемся, соотношение Инь и Ян в доме нужно также менять и постоянно регулировать, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям жильцов в течение долгого времени. Например, баланс Инь и Ян в доме пары будет разным в период, когда у них еще нет детей, когда у них появятся дети и когда дети уедут из родительского дома.
Моя модель идеального дома опять же основана на балансе Инь и Ян в рамках триединства Неба, Земли и Человека, поэтому он должен быть одновременно практически эффективным, эмоционально приносить удовлетворение и быть «ритуально» правильным. Под «ритуально правильным» я подразумеваю, что дом духовно озарен, но не в религиозном смысле, а в том смысле, что все части взаимосвязаны, находятся в равновесии и гармонии друг с другом.
Это идеалистическая картина того, каким должен быть идеальный дом, но в более практическом смысле, он должен иметь так называемую конфигурацию «Четырёх Мифических Животных», когда идеальный дом как бы «сидит в кресле», обращен фасадом к теплому солнцу и открытому пространству, защищен с тыла и по бокам, как будто объятия захватывают и собирают ци земли для жителей дома.
Должна быть четкая иерархия между общественной и частной частью дома, между течением и сдерживанием ци при использовании пространства и четкая разница между фасадом и тылом, чтобы активное и пассивное, значительное и несущественное могли дополнять друг друга.
Идея моей модели идеального дома очень проста: он должен быть связан со мной, он должен разговаривать и резонировать со мной, чтобы рождался взаимный резонанс и любовь между мной и моим домом, как говорят в Китае.
Я бы сделал и то и другое, я бы сделал сад, который будет подчинен зданию и здание, которое будет подчинено саду одновременно, так что сад и архитектура могли бы дополнять друг друга.
Это типичное китайское мышление, которое отличается от западного типа мышления. На западе мы бы сказали: «Если А - это А, то А не может быть B». Китайцы думают по-другому, они сказали бы: «Если А - это А, то А может быть также B», потому что А и В нужны друг другу, чтобы сформировать алфавит! Я знаю, что это смешная метафора, но она дает представление о том, как целостно предпочитают думать китайцы – чтобы интегрировать все части в единое целое вместо того, чтобы думать рационально и логично разделять все части для изучения их отдельно друг от друга.
Для китайцев Человек и Природа неотделимы, поэтому они никогда не подумали бы сделать сад отдельно без здания или сделать здание само по себе и без сада. Поэтому в традиционном Китае дом с внутренним двором является наиболее предпочтительным типом жилища - там сад находится внутри дома, а не как на западе, где сад находится за пределами дома и очень часто отделен от дома.
В течение почти 40 лет, что я занимаюсь фэн-шуй, я довольно много путешествовал, так как это самый лучший способ изучить фэн-шуй. Я пришел к выводу, что каждая культура, независимо от того Восток это или Запад, несет в себе какую-то часть фэн-шуй, даже если они не называют это словом фэн-шуй.
Посмотрите на старые итальянские города, их пьяцца или городские площади. Они были спроектированы так, чтобы захватить Ци земли и происходила любовь и симпатия, когда вы там находитесь.
Посмотрите на французские шато или замки, они часто проектировались с учетом конфигурации «Четырёх Мифических Животных» в форме английской буквы «U» наподобие кресла, рядом была какая-то вода, а замок был направлен к теплому солнцу и открытому пространству. Они хорошо защищены и внушительны, но в то же время имеют человеческий масштаб, давая вам ощущение, что вам рады.
Посмотрите на традиционные испанские виллы или загородные дома - сад и архитектура полностью интегрированы таким образом, что они гармонично соседствуют друг с другом в ландшафте. Я думаю, что при их строительстве люди также ориентировались на хороший фэн-шуй, даже если они не называют это именно так.
Разница часто состоит в предпочтении того, как посадить здание на участке. Например, европейцы предпочтут разместить здание в самом видном месте, на вершине холма посередине открытого пространства, в то время как в фэн-шуй китайцы предпочтут такие здания, которые будут скрыты и будут частью природы, нежели стоящие посередине и занимающие доминирующее положение над природой.
В этом контексте мы могли бы сказать, что по большому счету европейский фэн-шуй более янский по сравнению с китайским фэн-шуй, который более иньский по своим предпочтениям. Но сам факт, что мы считаем эти здания привлекательными, означает, что при их строительстве принципы фэн-шуй были соблюдены, у меня нет никаких сомнений по этому поводу.
В данный момент мне не известно об университете, где был бы очный полный курс или магистратура по фэн-шуй, но я преподавал фэн-шуй факультативно на архитектурном факультете в Университете Нового Южного Уэльса, когда жил в Сиднее, Австралии. Когда я переехал в Берлин, я также немного преподавал фэн-шуй в Техническом Университете в Лейпциге, также в качестве факультатива, дополняющего очный основной курс технического обучения.
Мой учитель и наставник, профессор Ван Юд (WangYude) также преподает фэн-шуй в Центральном Китайском Педагогическом Университете в г. Ухань, Китай, но там нельзя называть это фэн-шуй, вместо этого они называют курс «Изучение таинственной культуры Китая» или «Изучение И-Цзин и традиционной китайской архитектуры».
Проблема в том, что существует много недопонимания и дезинформации о фэн-шуй и его исследователях, и они просто не хотят выглядеть теми, кто преподает какие-то суеверия или ненаучный предмет. Но я верю, что со временем и по мере распространения правильной информации о фэн-шуй, эта ситуация изменится.
Предмет фэн-шуй с моей точки зрения можно довольно хорошо совместить с изучением дизайна среды всех видов, в частности архитектуры и дизайна интерьера. По крайней мере, он должен быть допустимым и правомочным дополнительным предметом в рамках более широкого курса или степени в университетах.
Да, я провожу тренинги и семинары для архитекторов, когда меня специально для этого приглашают. Я проводил такие семинары для Королевского Австралийского Института Архитекторов в Сиднее, а когда я переехал в Берлин, то также преподавал фэн-шуй для архитекторов, являющихся членами Региональной Палаты Архитекторов.
Также достаточно большое количество студентов, приезжающих на мои курсы и семинары по фэн-шуй, являются архитекторами. Я заинтересовался фэн-шуй, когда получил степень бакалавра архитектуры, потому что чувствовал, что знание фэн-шуй поможет мне стать более лучшим дизайнером окружающей среды, что и доказала практика.
Архитектурный дизайн стал для меня естественным процессом, а не постоянной борьбой придумывания новых идей, как в прошлом. На мой взгляд, когда мы можем понять силы инь и ян, действие фэн-шуй в данной конкретной среде, то мы можем легко вписать в пространство что-то новое и дополняющее, а не форсировать и перегружать пространство.
Мы можем создать более подходящую и сбалансированную архитектуру для жильцов в условиях ограниченного бюджета и других лимитирующих условий. Мы можем сделать хороший дизайн с учетом фэн-шуй и одновременно удовлетворить чувство собственного достоинства дизайнера, когда дизайнер чувствует, что проделана хорошая работа без всякого притворства и искусственности.
Я думаю, что это одно из самых ценных преимуществ, которое архитекторы и дизайнеры могут получить от изучения фэн-шуй и применить в своей работе.
Конечная цель хорошего фэн-шуй – это находиться в нужном месте, в нужное время и совершать правильные действия, чтобы все было своевременным. Использование Тун Шу (Китайский Альманах) очень полезно для целей фэн-шуй. Но решение о том, когда благоприятней начинать строительные работы должно соответствовать другим соображениям фэн-шуй, а также удобству с точки зрения других календарных дат и сезонности. Поэтому я не буду руководствоваться только календарем Тун Шу, который представляет собой только один из множества методов расчета благоприятных дат.
Я бы скорее выбрал другие методы выбора даты, например, Сюан Кун Да Гуа. С моей точки зрения, дата благоприятна тогда, когда она уместна и целесообразна конкретной ситуации, в противном случае я форсирую ситуацию.
Например, нет смысла выбирать для открытия магазина праздничный день, когда большинство людей уезжает из города. Или не стоит выбирать холодный зимний день для церемонии бракосочетания на открытом воздухе и т.д. Наилучшее решение получается тогда, когда место, время и действие выбираются так, что они соответствуют друг другу и получается взаимный резонанс между ними, а не когда они рассматриваются по отдельности.
За эти годы я видел много зданий с хорошим фэн-шуй и немало зданий с плохим фэн-шуй. Если выбрать пару хороших зданий, которые я изучал, то я бы выбрал работу И.М. Пея, китайско-американского архитектора, который известен строительством здания Банка Китая в Гонконге.
Пристройка, которую он сделал для Немецкого Исторического Музея в Берлине имеет действительно хороший фэн-шуй в том смысле, что он знает и прекрасно использует такую концепцию фэн-шуй как «хозяин и гость». Его новая и современная пристройка не пыталась затмить старое здание Арсенал, построенное в период между 1695 и 1730гг. в классическом стиле барокко. Наоборот, новое строение дополняет старое. И.М. Пей знал, как построить новое здание так, чтобы оно грациозно вписалось в старую архитектуру, при этом не теряя свою индивидуальность и не уничтожая другую. Он также знает разницу между общественным и выставочным пространством. Одно должно быть янским (как экстраверт), а другое – иньским (как интроверт), чтобы экспонаты и пространство не конкурировали между собой.
Еще одно из его новых зданий, которые я недавно изучал, это музей Сучжоу в Китае. Музей древнего китайского искусства и живописи состоит из трех частей. В центральной части находится водный объект и главной сад, а по бокам располагается восточное и западное крыло. Планировка по трём осям повторяет стиль особняка принца Чжун, который представляет собой классический пример конфигурации дома с двумя внутренними дворами, где благоприятная ци собирается в центральной части дома (или так называемом Небесном Сердце).
И.М. Пей никогда не утверждал, что он использует фэн-шуй, но хороший архитектор с классическим образованием в Китае будет подсознательно создавать правильные и гармоничные объекты с хорошим фэн-шуй.
Один из самых впечатляющих результатов использования фэн-шуй в бизнесе – это пример одного из моих клиентов, который построил свой бизнес с нуля до международной компании с офисами в Сиднее и Лос-Анджелесе, где сейчас работает более 200 человек. А печальный пример пренебрежения принципами фэн-шуй, который я вспомнил, это была молодая пара, которая проигнорировала мой совет не переезжать в дом, который был очень иньским по энергетике. Дом находился в сельской местности с очень влажным климатом, недостатком солнечного света и далеко от населенного пункта. По характеру пара также была очень иньской (очень чувствительные и интроверты). В итоге после 3-х лет проживания в этом доме они развелись несмотря на маленького ребенка.
Конечно положительный или отрицательный результат не зависит полностью от фэн-шуй, жизнь гораздо сложнее и многогранней, но применение принципов фэн-шуй может внести свой вклад в жизненную ситуацию.
Я бы не стал винить их в том, что они считают фэн-шуй суеверием и заблуждением, потому что действительно есть так называемые мастера, которые практикуют фэн-шуй именно таким образом. Кроме того здоровый скептицизм всегда хорош для профессии. Обученные должным образом консультанты фэн-шуй не пойдут по этому пути, они обладают необходимыми профессиональными навыками и соблюдают этику в том, как они применяют принципы фэн-шуй, выбирая искренность и честность в своих консультациях.
Различия увидеть сложно, так как то, что мы делаем в фэн-шуй применительно к дизайну среды заключается в использовании набора принципов, методологии и предпочтений для улучшения процесса проектирования и дизайна. Мы не занимаемся неким поверхностным стилем под названием «фэн-шуй». В большинство хороших дизайнов фэн-шуй уже встроен, хотя дизайнеры могут и не осознавать того, что они используют эти принципы в своей работе.